Этот метод предложила Филлида Салмон, а впервые описал Д. Баннистер. Он позволяет снять проблему несимметричности конструкта, и многие
Таблица 9
Пример заполнения бланка Репертуарного теста ролевых конструктов Келли
СЕМЬЯ
БЛИЗКИЕ ВАЛЕНТНОСТИ
6. Супруга. 10. Отвергнутый человек.
7. Бывший возлюбленный. 11. Жалкий человек.
8. Друг. 12. Угрожающий человек.
9. Бывший друг. 13. Привлекательный че
Ловек.
АВТОРИТЕТЫ ЦЕННОСТИ
14. Принимаемый учитель. 17. Счастливый че-
Ловек.
18. Нравственный человек.
Не верит в Бога Одинаков. образован. Неспортивный Обе девушки Родители
Хорошо меня понимают Учит плохим вещам Много добились Высшее образование Не любит других Сильно религиозны Вер. в высш. образован. Более общительны Обе девушки Обе девушки
Оба высокоморальны М^клит сходи. образом Одного возраста Думают обо мне сходно Оба друзья
Хорошо поняты Оба ценят музыку
Очень религиозен Совершенно разн. образ. Спортивный Парень
Люди др. убеждений Совсем меня не поним. Учит хорошим вещам Немного добились Нет образования Любит других Не религиозны Не вер. в высш. образ. Не общительны Не девушки Не девушки Низкоморальны Мыслит по-другому Разного возраста Думают обо мне по-разн. Не друзья Плохо поняты
Не понимают музыку
Исследователи (особенно в европейских странах) считают его одним из лучших методов. По-видимому, наиболее привлекательной особенностью этого метода является разнообразие возможных процедур статистической обработки, не все из которых требуют применения ЭВМ. Основная задача испытуемого — проранжировать элементы, начиная с тех, которые больше всего соответствуют выявленному полюсу, и заканчивая теми, которые больше всего соответствуют подразумеваемому полюсу (например, от самого щедрого до самого скупого).
По мере возрастания популярности решеток появилась тенденция исключать из эксперимента ролевой список. Безусловно, ролевой список отнюдь не неприкосновенный элемент процедуры. Его использование связано с определенными трудностями. Так, например, в отличие от американцев для европейцев министр — необычная фигура, часто не имеющая отношения к личному опыту испытуемого. Однако в любом случае необходимо соблюдать правило, для выполнения которого и создаются ролевые списки, — элементы должны репрезентировать изучаемую область конструирования. Это правило касается любых элементов. Если нас интересует представление испытуемых о людях и их взаимоотношениях, то в качестве элементов необходимо выбрать людей или взаимоотношения между ними. При этом всякий раз следует удостовериться в репрезентативности элементов. Можно выяснить репрезентативность элементов непосредственно у испытуемого, так же как и то, попадет ли каждый элемент в диапазон пригодности использования конструктов. Таким образом, если для упрощения процедуры мы исключаем из эксперимента ролевой список, это не означает отказа от проверки адекватности и репрезентативности используемых в решетке элементов. стично выявлены методом триад, а частично заданы, так как их значимость установлена в ходе интервью.
Каждый элемент (Э) написан на отдельной карточке. Порядковый номер каждой карточки (от 1 до 11) наносится на обратную сторону, для того чтобы испытуемый ранжировал карточки, размышляя над элементами, а не запоминал их порядок. В данном случае использовались следующие элементы:
31 Я говорю в микрофон магнитофона.
32 Я разговариваю с друзьями или знакомыми.
33 Я разговариваю с незнакомыми людьми.
34 Я разговариваю с одним человеком.
35 Я разговариваю с несколькими людьми.
36 Я разговариваю с большой группой людей.
Эу Я разговариваю с пожилыми мужчинами.
Эд Я разговариваю с молодыми мужчинами.
ЭД Я разговариваю с пожилыми женщинами.
310 Я разговариваю по телефону.
311 Я разговариваю с молодыми женщинами.
Каждый конструкт также записан на карточке и снабжен номером (он написан на лицевой стороне карточки). В данном случае использовались следующие конструкты:
Ситуация К1, в которой вы имеете дело с начальством или человеком старше вас.
Ситуация К2 в которой вам трудно понять или объяснить реакции партнера.
Ситуация Кз, в которой вы заикаетесь.
Ситуация К4, в которой вы уверены в себе.
Ситуация К5, в которой вы возмущаетесь своим заиканием.
Ситуация К6, в которой вам неловко или тревожно.
Ситуация Ку, когда кто-то относится к вам критически.
Ситуация Кд, в которой вы хотите произвести хорошее впечатление.
Ситуация Кд, в которой, как вы ожидаете, люди отнесутся к вам хуже, если вы будете заикаться.
Элементы и конструкты
Решетка
Предположим, что вы хотите выяснить отношение испытуемого к определенным ситуациям (например, стрессовым ситуациям, провоцирующим заикание). В этом случае в качестве элементов следует использовать именно эти особые ситуации. В приведенной ниже ранговой решетке элементами являются ситуации, в которых данный испытуемый начинает заикаться. Используемые конструкты ча-
Ранговая решетка составляется следующим образом. Все 11 карточек с элементами выкладываются на столе перед испытуемым. Ему также предъявляется карточка с конструктом К1. Испытуемого просят назвать или указать элемент, лучше всего описываемый этим конструктом. В данном случае его спрашивают, какой из элементов лучше всего описывает ситуацию, в которой он имеет дело с начальством
Или с человеком старше по возрасту. Испытуемый указал на 10-й элемент (Я разговариваю по телефону). Карточка с этим элементом убирается со стола, и испытуемого просят снова найти среди оставшихся 10 карточек такую, которая бы соответствовала конструкту К1. Испытуемый указывает на 7-й элемент (Я разговариваю с пожилыми мужчинами). Экспериментатор убирает и эту карточку, на столе их остается только 9. Его опять просят найти такую карточку (из оставшихся 9), которая больше других соответствует К1. Процедура повторяется до тех пор, пока на столе останется только 1 карточка. Когда все 11 карточек проранжированы по этому конструкту (К1), экспериментатор вновь выкладывает карточки на стол, обязательно перемешав их. Это необходимо делать, чтобы исключить возможность появления случайных корреляций в том случае, если испытуемый будет указывать на карточки в таком же порядке, в котором они разложены. В конечном итоге после ранжирования 11 элементов по 9 конструктам мы получаем решетку, представленную в таблице 10.
Мент был выбран пятым по счету. Таким образом, в новой матрице на пересечении строки первого элемента и столбца конструкта 1 мы записываем цифру 5. Второй элемент по первому конструкту получил ранговый номер 11 и т. д. Итак, конструкты в матрице расположены по столбцам, элементы — по строкам, а сама матрица содержит ранговое положение каждого элемента по каждому из 9 конструктов.
Ранговую решетку можно анализировать несколькими способами как без применения, так и с применением ЭВМ. Один из методов обсчета вручную описан Д. Баннистером. Этот метод позволяет представить в наглядной форме взаимоотношения между конструктами. Для каждой пары ранжировок подсчитывается коэффициент ранговой корреляции. Затем выделяются 2 конструкта, объясняющие большую часть дисперсии. Эти конструкты и образуют основные измерения, причем вторую ось образует конструкт, являющийся вторым по мощности (в смысле процента объясняемой дисперсии) и статистически независимым от первого. При помощи этого метода детально анализируется вся матрица, приведенная в таблице 11.
Коэффициент ранговой корреляции (p Спирмена) подсчитывается по формуле:
Р=
Теперь у нас есть матрица ранжировок элементов, которые можно преобразовать в номера рангов каждого элемента по каждому конструкту, что позволяет провести статистический анализ между ранжировками. Ранговые номера элементов приведены в таблице 11. Они получены следующим образом: в таблице 10 находится порядковый номер первого элемента по первому конструкту. Этот эле-
В таблице 6 приведены расчеты коэффициентов ранговой корреляции конструктов 1 и 2 в решетке, представленной в таблице 11. Подсчитайте разницу между ранговыми номерами каждой пары элементов, возведите каждую такую разность в квадрат и сложите их. Затем умножьте сумму квадратов на 6 (192) и разделите на разность n3 — n, где n — число элементов (n
11). Эта разность составляет
1320. Полученная цифра вычитывается из единицы 0,855). Для того чтобы просуммировать представленные в такой форме коэффициенты ранговой корреляции, их необходимо возвести в квадрат. Если вы затем умножите каждый коэффициент на
(Р
100, то избавитесь от дробей. Полученный показатель называется баллом взаимосвязи. Возведение в квадрат делает все коэффициенты положительными, поэтому следует сохранить значение первоначального знака коэффициента, ведь он несет в себе психологический смысл. Например, коэффициент ранговой корреляции между добротой и эгоизмом равен —0,9, а балл взаимосвязи между ними равен 81. При изучении психологического смысла этих конструктов тот факт, что связь между ними имеет отрицательный, а не положительный характер, приобретает важное значение. В табл. 13 приведены коэффициенты ранговой корреляции между каждой парой конструктов, представленных в табл. 11, а также баллы взаимосвязей между ними.
Таблица 12
Порядок вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена
Конструкты
D (разность)
D2 (квадрат разности)
Таблица 11
Приписывание каждому элементу определенного ранга в ранговой решетке (матрица содержит номера рангов)
= 1-0Д45,
Если мы просуммируем баллы взаимосвязи для каждого конструкта (без учета знака), то получим числовое выражение общей дисперсии, объясняемой данным конструктом. В таблице 1 для конструктов 1, 2, 3 приведены полностью все коэффициенты ранговой корреляции и баллы взаимосвязи. Вы видите, что отношение 2
1 приводится и
В столбцах конструктов 1 и 2, а отношения 3—1 и 3—2 повторяются в столбце конструкта 3. Для уменьшения количества данных по остальным кон-
Структам приведены только неповторяющиеся отношения. Не следует забывать, что сумма баллов взаимосвязи, например, для конструкта 8, включает баллы взаимосвязи этого конструкта с предшествующими.
Теперь можно расположить все конструкты в пространстве 2 осей. Первую ось образует конструкт, имеющий самую большую сумму баллов взаимосвязи и, следовательно, наиболее тесно связанный с остальными конструктами. Вторую ось образует второй по мощности конструкт, но не коррелирующий на значимом уровне с первым. Как видно из таблицы 13, конструкт 7 объясняет наибольшую часть дисперсии. Он и образует первую ось на рисунке 1. Конструкт 3 имеет самую большую после первого конструкта сумму баллов взаимосвязи и не коррелирует с ним на значимом
Уровне (например, р < 0,05). Конструкты 6, 9, 1, 4, и 8 не были использованы в качестве второй оси, и, хотя конструкт 4 можно было бы применить для этой цели, был выбран конструкт 3 вследствие его большей психологической значимости.
Другой способ обработки без применения ЭВМ позволяет определить расстояние между каждым элементом и конкретным конструктом. Предположим, что нас интересуют ситуации, провоцирующие заикание. Тогда сначала полезно установить различия в восприятии ситуаций пациентом и лишь затем приступать к его лечению.
Процедура подсчета меры воспринимаемого расстояния между элементами (в данном случае ситуации по степени провоцирования заикания) заключается в следующем.
1. Выпишите коэффициенты корреляции между всеми конструктами и конструктом Вы заикаетесь (в нашем случае это конструкт 3). Заметьте, что коэффициент корреляции этого конструкта с самим собой равен 1,00.
2. Переведите коэффициенты корреляции в баллы взаимосвязи (р Х 100).
3. Выпишите ранговое положение 1-го элемента по отношению к конструкту 1. Из табл. 5 видно, что он занимает 5-е положение.
4.Разделите балл взаимосвязи между конструктами 1 и 3 на 5 ( 34 : 5
Конструкту 3, и позиции данного элемента по всем остальным конструктам (после того как они были «взвешены», что точно отражает отношение этих конструктов к конструкту 3). Таким образом, данный метод дает возможность оценить степень того, в какой каждая ситуация провоцирует заикание (причем с учетом всех связей во всей сети). Полученные результаты ясно показывают, что наиболее стрессовой оказалась ситуация разговора по теле-
Таблица 13
Коэффициенты ранговой корреляции, баллы взаимосвязи и суммы баллов взаимосвязи для каждой пары ранговых элементов ранговой решетки, приведенной в таблице 11. Полный набор корреляции приводится только для конструктов 1, 2 и 3
6,8).
5. Затем выпишите ранговое положение 1-го элемента по отношению к конструкту 2. Он занимает второе положение.
6.Разделите балл взаимосвязи между конструктами 2 и 3 на 2 (23 : 2
Конструкты 1—2 1—3 1—4 1—5 1—6 1—7 1—8 1—9
0,86
0,58
-0,74
0,42
0,54
0,64
0,44
0,32
Р2 X 100
11,5).
7.Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не будут подсчитаны баллы для 1-го элемента по отношению ко всем конструктам. Сложите эти баллы. Вы получете показатель провоцирования заикания для данной ситуации. В частности, для первой ситуации он равен 80,1. Показатели для всех остальных ситуаций приводятся в таблице 14.
При подсчете подобных мер важно выбрать в качестве центрального такой конструкт, который наиболее полно отражал бы интересующее нас явление. В данном случае мы исследуем ситуации, провоцирующие заикание, поэтому в качестве центрального был выбран конструкт 3 Вы заикаетесь. Каждой ситуации (элементу) приписывается балл, учитывающий и позицию этого элемента по
3—1
3—2
3—4
3—5
3—6
3—7
3—8
3—9
5—6
5—7
5—8
5—9
7—8
7—9
0,58 0,48 -0,73
0,10 0,81 0,46 0,26 0,45
046 071 0,88 0,69
0,74
0,85
74
34
-55
18
29
41
19
10
280
34
23
-53
1
66
21
7
20
225
21
50
77
48
238
55
72
328
9 = 286
Конструкты 2—1 2—3 2—4 2—5 2—6 2—7 2—8 2—9
4—5
4—6
4—7
4—8
4—9
6—7
6—8
6—9
8—9
086 0,48 -0,64 0,13 0,44 0,31 0,14 0,03
-0,46
-0,70
-0,52
-0,41
-0,40
0,72
0,54
0,77
0,78
Р2 X 100
74 23 -41 2 19 10 2 0 171 -21 -49 -27 -17 -16 279
52
29
59
324
61
267
Таблица 14
Показатели провоцирования заикания ситуациями, вычисленными по данным ранговой решетки, приведенной в таблице 11
Элементы
Конструкты
13
Показатель провоцирования заикания
Ранги показателей провоцирования заикания
Р3 Х 100
34
23
100
-53
1
66
21
7
20
1
6,8 11,5 50,0 -5,9
0,1
13,2
1,9 0,7 1,8
80,1
2
3,1
2,1
11,1 -53,0 0,0 6,0
2,1
0,6 2,0 -26,0
11
3
11,3
7,7 20,0 -6,6
0,2 33,0 10,5
1,4
5,0
82,5
4
3,4
3,3
9,1
-17,7
0,1
6,6
2,3
0,8
2,2
10,1
5
3,8
2,6
25,0 -26,5
0,1
16,5
3,5
1,2
6,7
32,9
6
4,9
2,3
33,3 -5,3 0,5
22,0
7,0
2,3 10,0 77,0
1
^170
5,8 16,7 -8,8 0,2
7,3
4,2
1,8
2,5
46,7
8
5,7
3,8
12,5 -7,6 0,1
8,3
2,6
0,9
2,9
29,2
9
8,5
4,6
14,3 -10,6 0,3 11,0
5,3 1,0 3,3 37,7
10
34,0 32,0 100,0 -4,8 0,3 66,0 21,0 3,5 20,0 263,0
11
4,3
2,9 10,0 -13,3
1,0
9,4
3,0
7,0 4,0 28,3
10
Фону. Разрыв между этой ситуацией и следующей по рангу (Разговор с незнакомыми людьми) весьма велик. Однако заметим, что валидность этого метода обработки еще недостаточно установлена.
Рассмотрим еще один тип показателей, которые можно получить при обработке без применения ЭВМ. Он используется для анализа так называемых групповых решеток. Испытуемыми в данном случае являются члены определенной группы пациентов. В качестве элементов решетки также используются члены группы, в том числе и тот, кто заполняет решетку. Так, например, если группа состоит из 8 человек, то в качестве элементов используются 7 членов группы и Я сам каждого испытуемого. Использование групповой решетки не только позволяет получить множество сведений об изменении процессов конструирования во времени (в тех случаях, когда решетка заполняется несколько раз), но и дает некоторое представление о межличностном восприятии членов групп. В связи с тем, что каждый член группы ранжирует остальных по всем конструктам, можно подсчитать балл межличностного восприятия. Чтобы опреде-
Таблица 15
Ранжирование испытуемыми членов группы (включая и самих себя) по конструкту «является лидером»
Члены группы
Л С с
>>
А
S X V
<
Н X
1*
8*
8*
8*
4*
3*
7*
4*
Лить, насколько восприятие себя данным испытуемым совпадает с его восприятием другими, надо лишь сравнить ранговое положение, приписываемое им себе, с ранговым положением, приписываемым ему остальными.
В таблице 15 приведены результаты ранжирования 8 членов группы. Элементы (от А до И) ранжировались по конструкту Похож на лидера. Для каждого испытуемого одним из ранжируемых элементов оказывался он сам. Эти случаи отмечены звездочкой. Так, испытуемый 5 (элемент А) видит себя лидером группы, лидером его видят и почти все остальные испытуемые. Не обнаруживается больших различий и между тем, как воспринимает себя испытуемый 6 (элемент Ж), и тем, как воспринимают его остальные. В отличие от этого испытуемый 7 считает его лидером. Было бы интересно выяснить, как это влияет на поведение внутри группы. Для подсчета общего балла надо из среднего значения ранга элемента (1,1 для элемента А) вычесть номер того ранга, который испытуемый приписал себе сам (1,1 — 1 = 0,1).
Данные, получаемые в результате ранжирования, можно анализировать и множеством иных способов. Более того, несомненно, будут появляться все новые и новые методы анализа. Однако, какой бы метод анализа вы ни использовали, он не дает вам права считать само собой разумеющимся то, что ранжируемые элементы располагаются между полюсами равномерно. Контрастирующий полюс часто можно определить только предположительно.
В настоящее время интерес к оценочной решетке сильно возрастает. Вместо того чтобы ранжировать элементы по отношению к конструктам, испытуемый оценивает каждый элемент по шкале, заданной 2 полюсами конструкта. Этот метод допускает гораздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод ранговой решетки.
Опишем один из способов заполнения оценочной решетки. Шкалы (конструкты) наносятся на чистый лист бумаги. Каждый такой лист служит для оценки 1 элемента (рис. 2).
Матрица оценок имеет 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теории личности».
После того как испытуемый оценит все элементы, данные объединяются в единую матрицу (см. элементы табл. 10).
КЕЛЛИ
Свобода
Детерминизм
Рациональность
Иррациональность
Холизм
Элементаризм
Наследственность
Окружающая среда
Субъективность
Объективность
Активность
Неприложимо
Реактивность
Гомеостаз
Неприложимо
Гетеростаза
Познаваемость
Непознаваемость
Рис. 2. Пример оценки элемента Д. Келли по восьми 11-балльным шкалам-конструктам оценочной решетки
Свобода
Рациональность
Холизм
Наследственность
Субъективность
Проактивность
Гомеостаз
Познаваемость
ИЗМЕРЕНИЕ I-
Матрица оценок 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теория личности»
Фрейд
11
Эриксон
8
Мюррей
10
Скиннер
11
Олпорт
5
Келли
Маслоу
2
10
Элементы
О конструкты
10
11
11
11
11
ИЗМЕРЕНИЕ 11+
Келли^
Свобода Q
Рациональность^ Оллорт ф
’О
Наслед :твенность
О
Роджерс
Маслоу
Суъективность
О
Эр^
О проактивность о
Холизм
Ксон
10
11
Познаваемость
О
Скиннер
Фрейд
Мюррей
ИЗМЕРЕНИЕ II-
10
11
О
Гомеостаз
Таблица 16
Роджерс
1
11
11
ИЗМЕРЕНИЕ 1+
Рис. 3. Размещение конструктов и элементов таблицы 10 в пространстве двух измерений, вычисленных с помощью метода главных компонентов, в соответствии с факторными нагрузками конструктов и элементов
Приводимая здесь решетка позаимствована из книги Л. Хелле и Д. Зиглера, посвященной анализу теорий личности. Ведущие специалисты в области психологии личности оценивались по 8 параметрам, представляющим собой теоретические допущения, лежащие, по мнению авторов книги, в основе тео-
Таблица 17
Матрица интеркорреляций конструктов, вычисленная на основании данных таблицы 16
Интеркорреляция конструктов
Свобода / детерминизм Рациональность/ иррациональность
Холизм / элементаризм
Наследственность / окружающая среда
Субъективность/ объективность
Проактивность/ реактивность
Гомеостаз / гетеростаз Познвваемость/ непознаваемость
0,69
0,58
0,34
0,69
0,68
0,82
0,82
0,69
0,58
0,34
0,69
0,68
0,82
0,82
0,40
0,13
0,49
0,42
0,64
0,73
0,40
0,54
0,70
0,90
0,30
0,56
0,13
0,49
0,42
0,64
0,73
0,54
0,70
0,90
0,30
0,56
0,61
0,67
0,10
0,21
0,61
0,67
0,10
0,21
0,62
0,18
0,85
0,62
0,18
0,85
0,46
0,45
0,46
0,45
0,48
0,48
Таблица 18
Матрица интеркорреляций элементов, вычисленная на основании данных в таблице 16
Интеркорелляции элементов
Фрейд
0,03
0,35
0,30
0,40
0,37
0,61
0,67
Эриксон
0,03
0,35
0,17
0,78
0,12
0,31
0,26
Мюррей
0,35
0,35
0,18
0,06
0,69
0,03
0,10
Олпорт
0,30
0,17
0,18
0,01
0,21
0,79
0,77
Скиннер
0,40
0,78
0,06
0,10
0,30
0,61
0,62
Келли
0,37
0,12
0,69
0,21
0,30
0,06
0,05
Маслоу
0,61
0,31
0,03
0,79
0,61
0,06
0,99
Роджерс
0,67
0,26
0,10
0,77
0,62
0,05
0,99
Рии личности. Таким образом, элемент (ученый) оценивается по каждому из 8 конструктов (теоретических положений).
Графическое изображение конструктов и элементов в пространстве двух главных компонент приведено на рисунке 3.
Хотя такое изображение и позволяет наглядно представить взаимоотношения между конструктами и элементами, тем не менее гораздо большую информацию можно извлечь из их интеркорреляций. Это в равной степени относится и к ранговым решеткам в том случае, если проводится анализ измерений, на координатных осях которых располагаются конструкты и элементы. Интеркорреляции конструктов представлены в таблице 17, а элементов — в таблице 18.
0,82), од-
Как видно из таблицы 17, Л. Хелле и Д. Зиглер, например, считают, что теории, делающие акцент на свободе человека в противоположность детерминизму, не имеют в своей основе допущений о познаваемости (— 0,82) и гомеостазе ( нако они базируются на представлениях о субъективности (0,69), рационализме (0,69) и активности (0,68) (активность в данном случае означает, что причина действия заложена в самом человеке).
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…