Постановка и выбор психодиагностических за­дач в каждой конкретной ситуации предполагает различение ситуации клиента и ситуации экспер­тизы. В первом случае человек сам обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудни­чество, старается выполнить инструкции как мож­но более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать резуль­таты. Во втором — человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать экзамен, а для этого вполне осознанно контролирует свое поведе­ние и свои ответы так, чтобы выглядеть в макси­мально выигрышном свете, добиться своей цели нередко даже ценой симуляции отклонений и рас­стройств.

Психодиагностические задачи (и ситуации психо­диагностики в целом) различаются также с точки зрения того, кто и как будет использовать диагности­ческие данные и какова ответственность психодиаг­носта в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого. Наиболее характерны такие ситуа­ции.

1. Данные используются специалистом-смежни­ком для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психо­диагностических данных в медицине. Психолог вы­носит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ста­вит медицинский диагноз. Психолог не несет от­ветственности ни за диагноз, ни за то, какое имен­но лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психо­диагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатри­ческой экспертизе, психодиагностике профессио­нальной компетентности работника или профпри­годности по запросу администрации.

2. Данные используются самим психодиагнос­том для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осу­ществляется специалистом другого профиля. Тако­ва, например, ситуация психодиагностики примени­тельно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-пе­дагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, воспитатели. Если на основе диагноза известное психологу адми­нистративное решение производится автоматиче­ски, то это все равно не означает, что юридическая (и административная) ответственность за это реше­ние лежит на психологе, хотя подобная ситуация, безусловно, налагает на психолога повышенную мо­ральную ответственность.

3. Данные используются самим психодиагнос­том для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основани­ем для действий его коллеги-психолога) для разра­ботки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологи­ческой консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции по­ведения и т. п. В этой ситуации психолог несет от­ветственность за корректность данных, за этиче­ские, деонтологические аспекты диагноза и лишь частично за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

Опираясь на представленную выше классифи­кацию, современные методы психодиагностики условно можно разделить на две категории:

1) стандартизованные, измерительные методы, включающие объективные тесты и стандарти­зованный самоотчет;

2) экспертные, или методы понимания (по тради­ции они часто фигурируют под названием кли­нических методов). Сюда относятся проектив­ные и диалоговые методы.

В основе первой категории методов лежит соб­людение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероят­ностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.

Необходимый первичный

Экспертные методы в большей степени основа­ны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Эти методы ока­зываются незаменимыми везде, где не разработа­ны (или неизвестны) стандартизованные процеду­ры. Они часто оказываются более эффективными по отношению к психическим явлениям, плохо под­дающимся объективации (субъективным пережива­ниям, личностным смыслам, глубинным слоям опы­та), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксирован­ную операциональную модель (как то: динамика це­лей, состояний, настроений, многоплановых отно­шений в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более на­дежным средством в случае индивидуальной диаг­ностики. Кроме того, не следует забывать, что глубо­кий экспертный анализ этап в разработке всякой стандартизованной проце­дуры. По мере стандартизации экспертные методи­ки также подлежат количественному обоснованию.

Достоинства измерительных методов — объек­тивный характер процедуры, возможность перепро­верки — обеспечиваются не автоматически, а благо­даря выполнению психометрических требований. Это, во-первых, репрезентативность, т. е. соответ­ствие тестовых норм выборки стандартизации те­стовым нормам той популяции, на которой при­меняется тест. Во-вторых, надежность, точность и устойчивость процедуры измерения, ее незави­симость от варьирующихся случайных факторов. В-третьих, валидность (включая достоверность) — соответствие методики измеряемому концепту. Если эти требования не выполнены, то использо­вание тестов ничуть не менее произвольная про­цедура, чем стихийное «вчувствование» эксперта в испытуемого. Более того, в этом случае результат оказывается в нелепой зависимости от комплекса случайных и побочных обстоятельств. Опасны не тесты сами по себе, а их использование без теории и без психометрики, когда стандартная процедура выполняет фактически лишь роль глухого забора, отгораживающего психодиагноста от реального ис­пытуемого. В этом случае тест служит источником иллюзорного впечатления о возможности осво­бождения психолога от необходимости наблюде­ния за весьма информативными признаками пове­дения испытуемого — его манерами, способами работы над заданиями и т. п.

Знание психометрики предполагает необходи­мую пользователю критичность в понимании огра­ниченности методик, в понимании тех допущений, который сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опросника, системы за­дач и т. п.

Специфика психодиагностических процедур по сравнению с обычными физическими измерения­ми заключается в том, что здесь сама процедура из­мерения взаимодействует с объектом измерения, более того, рождается в этом взаимодействии, за­висит от его характеристики и нарушается, если эти характеристики меняются. В физических изме­рениях объект в значительных пределах пассивен и не влияет со своей стороны на физический при­бор. Человек, напротив, всегда активен и может применять такую тактику, которую психодиагност при разработке методики вовсе не предусматри­вал. Диапазон срабатывания теста довольно узок и фактически сводится к той популяции, на кото­рой происходила эмпирико-статистическая разра­ботка теста, обеспечивающая его надежность, ва­лидность, репрезентативность тестовых норм.

Для корректного применения теста на новой по­пуляции или в новых целях (от целей зависит уста­новка испытуемых в ситуации тестирования) поль­зователь должен провести серию предварительных психометрических экспериментов, направленных на перепроверку надежности, валидности и репре­зентативности теста в новых условиях. Перенесе­ние теста с одной популяции на другую без про­верки, как минимум, однородности распределения тестовых баллов (устойчивости тестовых норм) может привести к серьезным диагностическим ошибкам или к непроизводительным затратам на бесполезную психодиагностику.

Строгое следование требованиям психометрики особенно необходимо при переносе тестов, разра­ботанных за рубежом. Многие психологи склонны рассматривать в качестве готовых зарубежные ме­тодики, тогда как реальные языковые и социокуль­турные различия бывают столь сильны, что полная эмпирическая адаптация зарубежной методики по своему объему не уступает разработке оригиналь­ной методики. Это прежде всего относится к шка­лам ценностных ориентаций, к характерологиче­ским опросникам и другим личностным тестам.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago