Психодиагностический метод отличается опре­деленной спецификой по отношению к традицион­ным исследовательским методам психологии — неэкспериментальному (описательному) и экспе­риментальному. Основной особенностью его явля­ется измерительно-испытательная направлен­ность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явле­ния. Это возможно за счет выполнения определен­ных требований.

СТАНДАР-

Важнейшее из этих требований

ТИЗАЦИЯ инструмента измерения, в основе кото­рой лежит понятие нормы, поскольку индивидуаль­ная оценка (например, успешность выполнения того или иного вида задания) может быть получена путем сопоставления с результатами других обсле­дуемых. Благодаря стандартизации методики до­стигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность со­поставления таких оценок в разных тестовых мето­диках. В психологической диагностике различают две формы стандартизации:

1) обработку и регламентацию процедуры прове­дения, унификацию инструкции, бланков об­следования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характери­стику контингентов испытуемых;

2) преобразование нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шка­лу, основанную уже не на количественных эм­пирических значениях изучаемого показателя, а на его относительном месте в распределении результатов в выборке испытуемых.

Наиболее распространенными преобразования­ми первичных оценок в психометрике являются центрирование и нормирование посредством средне­квадратичных отклонений. Под центрированием понимается линейная трансформация величин признака, при которой средняя величина распреде­ления становится равной нулю.

В качестве функции нормирования обычно вы­ступает Z-показатель (стандартный показатель), выражающий отклонение индивидуального ре­зультата в единицах, пропорциональных стандарт­ному отклонению единичного нормального распре­деления.

Благодаря возможности подобных преобразо­ваний шкалы, традиционно принятые в психодиаг­ностике и построенные на основе шкалы Z-пока­зателя, становятся сопоставимыми, и возможен переход из одной шкалы в другую с иными показа­телями.

Наиболее существенны также требования, предъявляемые к НАДЕЖНОСТИ и ВАЛИДНО­СТИ инструмента измерения, и жесткая регламен­тация процедуры обследования, заключающаяся в точном соблюдении инструкции, строго опреде­ленных способах предъявления стимульного мате­риала, невмешательстве исследователя в деятель­ность испытуемого и т. п.

НАДЕЖНОСТЬ — неотъемлемая характеристи­ка методики, отражающая точность психодиагнос­тических измерений, а также устойчивость резуль­татов теста к действию посторонних случайных факторов.

Результат психологического исследования обыч­но подвержен влиянию большого количества не­учитываемых факторов (таких как эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, освещенность, темпе­ратура и другие особенности помещения, в котором проводится исследование, уровень мотивированно­сти испытуемых на исследование и др.) Любое из­менение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослабляет воздействие других факторов на результат теста.

Общий разброс (дисперсию) результатов тесто­вого обследования можно, таким образом, предста­вить как результат влияния 2 групп причин: измен­чивости, присущей самому измеряемому свойству, и факторов нестабильности измерительной проце­дуры.

В широком смысле под надежностью понимается характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В более узком смысле применительно к методам определения характеристик надежности под этой группой показателей подразумевается степень со­гласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении, по отно­шению к тем же испытуемым в различные момен­ты времени, с использованием разных (но сопоста­вимых по характеру) наборов тестовых заданий или при иных изменениях условий обследования.

Распределение оценок испытуемых при выпол­нении теста, измеряющего одно качество, в идеаль­ном случае совпадает с так называемым нормаль­ным распределением, и дисперсия при этом будет истинной ( т. е. отражающей вариативность только измеряемого признака). Каждый испытуемый зани­мает определенное место по оценкам теста, и теоре­тически это место для каждого члена выборки постоянно. В рассматриваемом случае повторное выполнение теста теми же лицами должно давать распределение мест на шкале оценок, идентичное первому. Тогда методика как измерительный ин­струмент точна и максимально надежна. Реальные оценки и ранговые места испытуемых при повтор­ном обследовании изменяются, и их распределение в той или иной степени отличается от исходного. При этом дисперсия нового распределения выше исходного на величину дисперсии ошибок изме­рения.

В зависимости от условий, влияющих на резуль­таты теста, выделяют следующие типы характерис­тик надежности.

1. РЕТЕСТО ВАЯ НАДЕЖНОСТЬ определяется путем повторного обследования испытуемых с по­мощью одного и того же теста. Этот показатель вы­числяется по соответствию результатов первого и второго обследований или по сохранению ран­говых мест испытуемых в выборке при ретесте. Коэффициент надежности соответствует коэф­фициенту корреляции между полученными ре­зультатами.

2. НАДЕЖНОСТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ФОРМ определяется с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые обследу­ются вначале с использованием основного набора заданий, а затем — с применением аналогичных дополнительных. Коэффициент надежности мо­жет быть определен и другим способом: испытуе­мые делятся на примерно равные группы, затем одной из них предлагается форма А теста, а дру­гой — форма Б. Через определенное время (обыч­но не более недели) проводится повторное тести­рование, но в обратном порядке. Такая процедура обследования лишена значительной части недос­татков способа ретестовой надежности. Так как в параллельной форме используется другой по со­держанию материал, возможность тренировки и запоминания отдельных решений уменьшается. Важнейшим преимуществом данного метода яв­ляется сокращение временного интервала перед повторным обследованием. Коэффициент корре­ляции между результатами первичного и повтор­ного тестирования, оценивающий как времен­ную стабильность теста (собственно надежность), так и степень соответствия результатов обеих форм теста, является основным показателем дан­ной характеристики надежности. Если формы при­меняются непосредственно одна за другой, то кор­реляция отражает их взаимозаменяемость.

3. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА — третья ха­рактеристика надежности психодиагностических методик. Этот показатель выявляют путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупно­стей тестовых задач или единичных пунктов (зада­ний) теста.

Наиболее распространенным видом надежно­сти частей теста является метод расщепления, суть которого сводится к выполнению испытуемым за­даний из 2 равноценных частей теста.

Обоснованием метода служит вывод о том, что при нормальном или близком к нормальному рас­пределению оценок по полному тесту выполнение любого случайного набора из частей теста даст ана­логичное распределение (при условии, что части од­нородны по характеру заданий, отношению к тесту в целом).

Для оценки надежности этим методом выбира­ются 2 эквивалентные по характеру и степени трудности группы задач. Разделение объема зада­ний теста на сопоставимые части достигается рас­пределением заданий на четные и нечетные (в том случае, если задания четко ранжированы по степе­ни субъективной трудности); разделением пунктов по принципу близости или равенства значений ин­дексов трудности и дискриминативности (такой принцип разделения пригоден для тестов достиже­ний, в которых обязателен ответ испытуемых на все пункты); разделением задач по времени реше­ния каждой из частей (для тестов скорости).

Для испытуемых в выборке вычисляются оцен­ки успешности решений (раздельно для каждой из частей теста), среднеквадратичные отклонения первого и второго рядов оценок и коэффициенты корреляции сравниваемых рядов. Естественно, эти коэффициенты будут характеризовать надежность лишь половины теста.

Характеристика надежности по этому типу име­ет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрен­ными выше ретестовой и надежностью параллель­ных форм благодаря отсутствию необходимости в повторном обследовании (снимается влияние многих посторонних факторов, например трени­ровки, запоминания решений и т. п.). В то же время невозможность установить устойчивость результа­тов теста спустя определенное время требует ком­бинирования этого метода с другими типами ха­рактеристики надежности психодиагностической методики.

ВАЛИДНОСТЬ — комплексная характеристика теста, включающая сведения об области исследуе­мых явлений и репрезентативности диагностиче­ской процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и общей формулировке ва­лидность — это понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

В стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам валидность определяет­ся как комплекс сведений о том, относительно ка­ких групп психологических свойств личности мо­гут быть сделаны выводы, а также о степени их обоснованности на основании конкретных тесто­вых оценок или других форм оценивания.

В психологической диагностике валидность — наиболее важная часть информации о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об иссле­дуемой личности, полученными из различных ис­точников (теоретических ожиданий, наблюдения, экспертных оценок, по результатам других мето­дик, достоверность которых установлена, и т. д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связи изучаемой области поведения или особенности личности с определен­ными психологическими конструктами. Валидность описывает также конкретную направленность ме­тодики (контингент испытуемых по возрасту, уров­ню образования, социально-культурной принад­лежности и т. д.) и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования те­ста. В совокупности сведений содержится инфор­мация об адекватности применяемой модели дея­тельности с точки зрения отражения в ней изучаемой психологической особенности, о степе­ни однородности заданий (субтестов), включенных в тест, их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом.

В понятие валидности входит большое количест­во самой разнообразной информации о тесте. Раз­личные категории этих сведений и способы их по­лучения образуют типы валидности.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ (конкурентная) валид­ность отражает способность теста дифференциро­вать испытуемых по изучаемому признаку.

Сведения, характеризующие степень обосно­ванности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в буду­щем, составляют ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ валид­ность методики. С ее помощью можно определить, насколько важен исследуемый признак с точки зрения деятельности испытуемого в будущем с уче­том закономерно изменяющихся обстоятельств, перехода на другой уровень развития.

Большинство методик, особенно тестов спо­собностей и интеллекта, исследуются на предмет диагностической и прогностической валидности, нередко объединяемых общим понятием ЭМПИ­РИЧЕСКОЙ валидности. Этим подчеркивается общность подхода к их определению, который осуществляется путем статистического коррели­рования баллов (оценок) по тесту и показателей по внешнему параменту, избранному в качестве валидизации критерия. Критерий валидности вы­ступает в качестве меры, показателя исследуемых психологических особенностей и является незави­симым от теста показателем, обладающим непо­средственной ценностью для определения областей практики. В качестве непосредственных критериев часто используются экспертные оценки и характе­ристики, данные педагогами, сотрудниками, руко­водителями лицам, обследованным с помощью ва- лидизируемого теста.

Во многих случаях бывает сложно или невоз­можно подобрать адекватный критерий валиди — зации. При этом особую важность приобретает комплекс характеристик, входящих в тип теоре­тической валидности. При разработке и исполь­зовании теста может быть сформулирован ряд гипотез о том, как будет коррелировать иссле­дуемый тест с другим тестом, измеряющим род­ственные или противоположные психологиче­ские характеристики испытуемых. Эти гипотезы выдвигаются на основании теоретических пред­ставлений об измеряемых свойствах как о психо­логическом конструкте. Подтверждение гипотез свидетельствует о теоретической обоснованно­сти методики, или о степени ее КОНСТРУКТ — НОЙ валидности. Для подтверждения соответ­ствия получаемых с помощью теста результатов теоретическим ожиданиям и закономерностям ис­пользуется разнообразная информация, в том чис­ле и относящаяся к другим типам валидности.

Комплекс

Валидность СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ сведений о репрезентативности заданий теста по от­ношению к измеряемым свойствам и особенностям. Одним из основных требований при валидизации метода в этом направлении является отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена. Если область поведе­ния или способность очень сложна, то содержатель­ная валидность требует представления в заданиях теста всех важнейших составных элементов иссле­дуемого явления.

Классификация типов валидности в достаточ­ной мере условна, и нередко для различных ее кри­териев применяются общие методы определения, кроме того, одни и те же исходные данные могут интерпретироваться с точки зрения различных ти­пов валидности.

В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валид­ности. Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и количественно (при помощи коэффициента валидности), нередко их можно описать. Однако в силу сложности, комп­лексности, ситуативности по отношению к конк­ретным условиям применения методики валидность в целом невозможно измерить, о ней можно лишь судить. Реальная валидность раскрывается только в результате накопления значительного опыта ра­боты с тестами.

Среди задач, стоящих перед психодиагностиче­ским методом, обязательной является психологиче­ская интерпретация изучаемого явления.

Психодиагностический метод в целом конкре­тизируется в трех основных диагностических под­ходах, которые применимы практически ко всем имеющимся диагностическим методикам (тестам).

1. Объективный подход, при котором диагности­ка осуществляется на основе успешности (резуль­тативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.

2. Субъективный подход, при котором диагно­стика осуществляется на основе сведений, сообща­емых о себе, самоописания особенностей лично­сти, поведения в тех или иных ситуациях.

3. Проективный подход, при котором диагности­ка осуществляется на основе анализа особеннос­тей взаимодействия с внешне нейтральным, без­личным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурно — сти) объектом проекции.

С другой,

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образова­нию 2 типов методик (тестов), противопоставление которых стало традиционным. Это — тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измере­ние интеллектуальных особенностей личности, вто­рые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Несомненно, что такое обособление сфер личностных проявлений и интеллекта имеет ограни­ченный, но тем не менее важный для психодиагнос­тики смысл. Сохранение за личностными проявле­ниями, с одной стороны, и интеллектом относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психологиче­ских образований. И наконец, известное акценти­рование их функционального своеобразия способ­ствовало разработке диагностических методик, ценность которых неоспорима.

Разнообраз-

Тесты личности, относимые в настоящей клас­сификации к объективному подходу, можно под­разделить на тесты действия (целевые личностные тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочи­сленными тестами интеллекта. Кроме того, выделя­ются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты достижений. Субъективный подход представлен многочислен­ными опросниками, а проективный ными проективными методиками исследования лич­ности.

Глава 2.

ПСИХОДИАГНОСТИКА: ПРАКТИКА

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago