ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентацион­ная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

1 балл. Баллы, набранные по всем

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие 3 видам направленности лично­сти. Респондент должен выбрать 1 ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще 1, который, наобо­рот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» полу­чает 2 балла, «наименее» — 0 баллов, оставшийся невыбранным 27 пунктам, суммируются для каждого вида на­правленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности.

1. Направленность на себя (Я) — Ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безот­носительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к со­перничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — Стремле­ние при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятель­ность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказание искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоцио­нальных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) — Заинтересо­ванность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интере­сах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунк­тов. По каждому из них возможны 3 варианта отве­тов — А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие — то из вариантов ответов покажутся вам равноцен­ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего це­нен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напи­шите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выбе­рите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, ко­торой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответст­вующего пункта в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из во­просов вы используете две буквы, которые и запи­шите в соответствующие столбцы. Остальные отве­ты нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Сре­ди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов яв­ляется «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правиль­но ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было чет­ко видно.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А) одобрения моей работы;

Б) сознания того, что работа сделана хорошо;

В) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскет­бол), то я хотел бы быть:

А) тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б) известным игроком;

В) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б) вызывает интерес к предмету, так что учащие­ся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А) радуются выполненной работе;

Б) с удовольствием работают в коллективе;

В) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б) были верны и преданы мне;

В) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б) на кого всегда можно положиться;

В) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А) когда у меня что-то не получается;

Б) когда портятся отношения с товарищами;

В) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А) не скрывает, что некоторые учащиеся ему не­симпатичны, насмехается и подшучивает на ними;

Б) вызывает дух соперничества в коллективе;

В) недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А) проводить время с друзьями;

Б) ощущение выполненных дел;

В) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А) добился успеха в жизни;

Б) по-настоящему увлечен своим делом;

В) отличается дружелюбием и доброжелатель­ностью.

11. В первую очередь школа должна:

А) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б) развивать прежде всего индивидуальные спо­собности ученика;

В) воспитывать качества, помогающие взаимо­действовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного вре­мени, охотнее всего я использовал бы его:

А) для общения с друзьями;

Б) для отдыха и развлечений;

В) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б) у меня интересная работа;

В) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А) другие люди меня ценят;

Б) испытываю удовлетворение от хорошо вы­полненной работы;

В) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и иным, в ко­тором мне довелось участвовать;

Б) написали о моей деятельности;

В) обязательно рассказали о коллективе, в кото­ром я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А) имеет ко мне индивидуальный подход;

Б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В) устраивает коллективные обсуждения изучае­мых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А) оскорбление личного достоинства;

Б) неудача при выполнении важного дела;

В) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А) успех;

Б) возможность хорошей совместной работы;

В) здравый, практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А) считают себя хуже других;

Б) часто ссорятся и конфликтуют;

В) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А) работаешь над важным для всех делом;

Б) имеешь много друзей;

В) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А) доступным;

Б) авторитетным;

В) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А) о том, как заводить друзей и поддерживать хо­рошие отношения с людьми;

Б) о жизни знаменитых и интересных людей;

В) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А) дирижером;

Б) композитором;

В) солистом.

24. Мне бы хотелось:

А) придумать интересный конкурс;

Б) победить в конкурсе;

В) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А) что я хочу сделать;

Б) как достичь цели;

В) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А) другие были им довольны;

Б) прежде всего выполнить свою задачу;

В) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А) в общении с друзьями;

Б) просматривая развлекательные фильмы;

В) занимаясь своим любимым делом.

Ключ ШКАЛА ОЦЕНКИ НАЧИМОСТИ ЭМОЦИЙ

№ п/п

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А Б А В Б В В А В А Б Б В А

В В В Б А А Б Б А В В А А В

Б А Б А В Б А В Б Б А В Б Б

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Б А А А А В Б Б В Б А В Б

В В В Б Б Б А А А В В А А

А Б Б В В А В В Б А Б Б В

Каковы они, те эмоции и состояния, которые действительно способны доставить нам удовольст­вие?

Определить это можно с помощью ранжирова­ния эмоциональных предпочтений (методика пред­ложена Б. И. Додоновым), т. е. путем своеобразной расстановки того, что нравится во-первых, во-вто­рых… в-десятых.

Номер ранга (1 —10) нужно проставить рядом с каждым из оцениваемых эмоциональных состоя­ний, он еще понадобится нам в разделе «В поисках совместимости».

Инструкция. «Проранжируйте» в порядке зна­чимости.

Таблица 2

Описание чувств

Ранг

1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке 2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов кол­лекционировании, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься хороших результатов

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразитель­ными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явле­ний, подтверждение твоих догадок и предложений

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в мину­ту борьбы, опасности

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людь­ми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и заимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии приро­ды или музыки, картин, стихов и других произведений искусства

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago