МОТИВАЦИОННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Количество имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Литература по проективным методикам обширна, по отдель­ным тестам число работ перевалило за 4000. Их главная особенность может быть обозначена как относительно неструктурованная задача, т. е. зада­ча, допускающая почти неограниченное разнооб­разие возможных ответов. Для того чтобы фанта­зия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой причи­не тестовые стимулы обычно расплывчаты или не­однозначны. Гипотеза, на которой строятся подоб­ные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или структур ситуации должен отражать фунда­ментальные аспекты функционирования его пси­хики. Другими словами, предполагается, что тесто­вый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий проецирует характерные для него мыслительные процессы, по­требности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются мето­диками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологиче­ской интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внима­ние фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные про­цедуры для обнаружения скрытых, завуалирован­ных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному за­вуалированному материалу. Это следует из предпо­ложения, что тем менее вероятно, что он вызовет у воспринимающего защитную реакцию.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из тера­певтических методов (например, лечения с по­мощью произведений искусства), применявшихся к психическим больным. На теоретических постро­ениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют так­же разрозненные попытки положить в основу про­ективных методик теорию восприятия и перцептив­ные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные мето­дики с точки зрения их теоретической направленно­сти или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной или эмпирически ценной по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для ис­пользования специалистами.

В связи со свойственным проективным методи­кам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения. К послед­ним можно отнести общий интеллектуальный уро­вень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Можно добавить, что любой психологи­ческий тест независимо от предназначения может выполнить роль проективной методики.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)

ТАТ относится к группе проективных методик. Применяется для выяснения тех особенностей лич­ности, которые проявляются в социальной среде и в социальных отношениях. Это:

1) особенности Позиции Личности (действенная, созерцаемая, страдательная);

2) особенности Интерперсональных Связей (сим­патии, антипатии, привязанности);

3) Преобладающие тенденции;

4) Способы действия (способы организации дейст­вия, особенности практического мышления, спо­собы решения жизненных задач);

5) Динамическая сторона Личности (ритм ее дея­тельности, эмоциональная лабильность, реак­тивность).

Полный тест представляет набор из нескольких (от 6 до 30) картин ситуационного типа, которые по­очередно предъявляются испытуемому. Для теста подобраны специальные картины, где изображенные ситуации отвечают 2 основным требованиям.

При недостаточно четких и ярких изображе­ниях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций не являются в то же время объективно-определенными, не допускаю­щими однозначного толкования. При восприятии таких картин у испытуемого создается своеобраз­ная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий ис­пытуемого, его среду и направления реакции, но в то же время неопределенность композиции (ис­ключающая однозначное и одинаковое решение) заставляет его толковать картины по-своему. Испы­туемый в каждое толкование вкладывает свои зна­ния, свой индивидуальный опыт, свой способ дей­ствия и свои оценки.

В отношении каждой из предъявляемых картин он должен в форме свободного рассказа:

1) описать то, что (по его мнению) происходит на картине (т. е. в данный момент);

2) рассказать, что (по его мнению) способствовало воз­никновению данной ситуации (что ее породило);

3) предсказать, что произойдет в дальнейшем;

4) рассказать о чувствах и переживаниях изобра­женных лиц;

5) представить мысли людей.

Как и все проективные тесты, по выражению Омбредано, как бы проецирующие личность на экране, ТАТ также отражает особенности лично­сти в ее ответах. Однако в отличие от других тестов ТАТ передает их подобно кинофильму, т. е. дает развернутую картину особенностей поведения личности динамично и в разных жизненных ситуа­циях.

В варианте ТАТ, предложенном для практиче­ской разработки и в целях ознакомления с методи­кой, имеются 28 картин.

Определенный

Свободный от-

От других тестов ТАТ отличается тем, что осно­вывается на проявлениях индивидуальных особен­ностей динамического строя личности и, имея в ка­честве основы достаточно определенные стимулы, дает в то же время неограниченную свободу выбо­ра направления действия. Например, в отличие от теста Г. Роршаха, работающего по схеме «неопре­деленный раздражитель (пятно) образ» (где именно сама неопределенность стимула толкает на его организацию) схему ТАТ можно вы­разить как «определенный стимул вет». Ответ по ТАТ свободен и не стеснен никакими ограничениями. В тесте Роршаха ответ всегда огра­ничен рамками образа, и процесс ответной реак­ции, по сути дела, заканчивается описанием создан­ного образа. В ТАТ, наоборот, ясный с самого начала образ вызывает ничем не ограниченную цепь ассоциации и здесь, кроме того, прямо предпи­сываются по инструкции выход из круга и картины, действие с этим образом и внутри образа.

Установлено, что такое свободно направленное ассоциирование наилучшим образом выявляет и особенности поведения, и систему поступков, по которым в обычной жизни мы чаще всего судим о характерных (в основном коммуникативных и динамических) чертах личности, о ее свойствах и особенностях.

Материал, полученный в результате интерпре­тации картин, может быть обработан по разным принципам и допускает постановку различных экс­периментальных задач.

Так, Томкинс специально разработал систему, где в баллах вычисляются все возможные соотно­шения показателей и каждому соотношению зара­нее дана оценка. Слабым местом такого подхода яв­ляется то, что критерий той или иной оценки может явиться сам по себе весьма произвольным или, наоборот, если он жесток, то может выполнить роль прокрустова ложа для ценного индивидуаль­но-разнообразного материала. Например, когда за норму принимается рассказ в 300 слов и отклоне­ния считаются ненормальностями, то могут пройти незамеченными такие центры качества личности, как лаконичность и точность суждений.

Другой принцип Мэррей обосновал как прин­цип поиска заданного. Например, в эксперимен­тальном материале ищут проявление парных ка­честв: агрессивности или склонности к обороне, маниакальности или депрессии, оптимизма или пессимизма и т. д.

Тест может также выполнять и такие задачи, как выяснение различных сфер или уровней сознания: осознанное — неосознанное, открытое — скрытое, вытесняемое — замещаемое и т. п.

ТАТ допускает постановку таких задач, как уста­новление степени осмысления воспринимаемого, степени эмоциональной устойчивости и т. п. Нако­нец, перед тестом могут ставиться задачи более уз­кие, например, такие как установление степени действенности субъекта. В этом случае суждения типа: «мальчик думает», «мальчик мечтает», «маль­чик хочет», «мальчик делает» должны быть заранее оценены как различные стадии (и степени) дейст­венности.

На-

Для ознакомления с методикой ТАТ принят наи­более распространенный принцип анализа хождение основных пунктов, которые дают ориен­тирующий материал для определения структурного комплекса личности (впоследствии результаты ис­пытания проверяются другими способами, напри­мер путем собирания данных анамнеза).

В целом же такой анализ может дать достаточно объемную схему, пригодную для построения гипоте­зы о той или иной конкретной структуре личности.

Общие методические указания

Основные категории анализа (признаки и показатели)

Категория «Уходы»

Уходом называется поведение испытуемого, на­правленное на уклонение от требуемых ответов. Уход следует отличать от отказа. При уходе испы­туемый как бы заменяет истинные ответы путем подстановки других ответов. Уходы бывают умыш­ленными и неосознанными. Различают 4 основных варианта ухода.

1. Описательный вариант. В этом случае из всей 5-частной схемы рассказа (момента, изображен­ного на картине, истоков, исхода, мыслей, эмоций) испытуемым используется только 1 момент, т. е. да­ется лишь описание изображенного. Оно может быть либо излишне детализированным, с упомина­нием каждой подробности, либо очень кратким. В последнем случае рассказ принимает примерно следующий вид: «Здесь сидит мальчик. Вот скрип­ка. Мальчик сидит и… смотрит на скрипку… Я боль­ше ничего не знаю».

2. Вариант формального построения сюжета (без наполнения его конкретным содержанием). В этом случае испытуемый создает как бы только каркас сюжета, не дополняя его ни зримыми обра­зами, ни суждениями, ни характеристиками.

Например: «Здесь изображено, что мальчик си­дит и смотрит на скрипку. Он играет на скрипке. Что привело к этому моменту? То, что он учится играть. Дальше он будет играть лучше, если будет продолжать учиться. Он думает о том, что он игра­ет на скрипке. Он чувствует, что надо учиться, что­бы играть хорошо…»

3. Подменяющий вариант. Испытуемый вместо создания собственного сюжета подбирает схемати­чески сходный с изображенным готовый материал — литературное произведение, сценарий кинофиль­ма, исторический эпизод, радиопередачу или теле­визионную трансляцию и т. д. Например: «Это по­хоже на кадр из кинофильма «Концерт Бетховена» Там тоже герой фильма

Мальчик-музыкант. Ког-

Да ему сказали, что он будет участвовать в конкур­се и если займет первое место, то поедет в Москву, то он…» и т. д. В дальнейшем следует изложение со­держания упомянутого фильма.

4. Разветвленный вариант. В этом случае сюжет испытуемый создает, однако он старается при каж­дом его повороте дать максимальное количество са­мых разнообразных вариантов.

Например: «Это мальчик лет 12 или 13… А может быть, старше… Или так выглядит… Может, ему только лет 7—8… Перед ним скрипка. Это ему кто — то подарил. Или скрипка не его. Может, его отца. А может, брата. Или вообще он не дома. Это чья-то чужая. Он собирается играть на скрипке. Или не хочет играть, ему надоело. Или волнуется перед эк­заменом в музыкальной школе. А может, поломал ее и боится, что ему попадет…» и т. д.

Уход от правильных ответов может иметь место по отношению ко всем картинам или избирательно к некоторым.

Уход на все картины — признак:

1) боязни испытания, «боязни теста», признак установки на сокрытие своих интересов, целей, мотивов;

2) затрудненности общения, неконтактности;

3) интеллектуальной ограниченности (бедности интеллектуальных ресурсов);

4) сниженной способности к интеграции.

Уход как реакция на отдельные картины может означать как непринятие ситуации вследствие пол­ного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и не­принятие ситуации вследствие ее значимости. В этом случае указанная реакция свидетельствует о том, что ситуация неприятна и является отраже­нием уже произошедшего вытеснения.

Категория «Позиция персонажей»

Та или иная жизненная позиции (действенная, страдательная, созерцательная, агрессивная) — это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отноше­ниях, отождествление себя с изображенным ли­цом. Позиция является отправной точкой для ре­шения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на актив­ный выход из нее, на ее развитие или предупреж­дение развития наблюдается при Действенной По­зиции, и наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим — при Страда­тельной Позиции. Смотрение со стороны в каче­стве третьего лица, не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной сте­пени все исходы, характерно для Созерцательной Позиции.

Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт позиции.

Выражение Агрессивной

Все виды позиции являются прямыми показа­телями соответствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о спо­собах действия личности. Общими признаками, свидетельствующими о том, что человеком при­нята какая-то позиция, является рассуждение ис­пытуемого со стороны только одного лица (в кар­тинках с несколькими действующими лицами), а также высокая степень эмоциональности выска­зываний.

Признаками действенной позиции являются: подборка глаголов преимущественно в настоящем времени, отражающих стремление к изменению существующего положения путем оперирования с собственными возможностями без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Ха­рактерна также акцентированность на предвиде­нии (хороший прогноз).

Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на ко­торое воздействуют.

Внимание фокусируется на факте преследова­ния, на несправедливости гонения, давления. Воз­действие осуждается.

Много внимания обращено на причины, на исто­ки данной ситуации, на то, что привело к ней (хоро­шее знание истоков).

Признаком агрессивной позиции (помимо со­держательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций. Акценти­руется воздействие на другую личность. В отличие от действенной позиции характерно отсутствие по­следовательности в намерениях, системы и планов в действиях.

Признаками созерцательной позиции являются рассуждения, включающие моменты эмоциональ­но окрашенного резонерства.

Категория «Солидаризация»

Солидаризация рассматривается как понима­ние какого-либо лица, разделение его взглядов, со­чувствие этому лицу и соучастие в его пережива­ниях. Испытуемый может не принимать позиции лица (т. е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее его качества и свойства будут импонировать испытуемому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет.

Солидаризация означает, что с человеком, по­добным изображенному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Таким образом, по осо­бенностям солидаризации мы судим о характере интерперсональных связей, о круге лиц, состав­ляющих среду, в которой действует человек, и (кос­венно) об особенностях этой среды.

Категория «Отступления от сюжетной линии»

Признаком данной категории является внезап­ная смена направления рассказа, отвлекаемость по случайной ассоциации (выходящей из зоны при­вычных ассоциаций).

Различаются отступления справочные и мемо­риальные.

Показатели склон-

Справочные отступления ности к резонерству. Мемориальные — показатели эгоцентричности. Частые отступления расценива­ются как «скачка» идей.

Категория «Ошибки восприятия»

Ошибкой восприятия считается называние, но не выдумывание и добавление предметов не того типа и вида, что изображены на картинке.

Ошибки восприятия — признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внутренними моментами, опре­деляющими особенности воспринимаемого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций).

Категория «Количество деталей»

Значительное количество деталей, взятых из картины, оценивается как склонность к полевому поведению. И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самостоятельность лица, его незави­симость и в то же время сниженное внимание к окружающему.

Категория «Общее время рассказа»

Продолжительные (без пауз) рассказы по всем картинам характеризуют богатую представления­ми и ассоциациями сферу сознания, склонность к фантазии.

Избирательно длительный рассказ (на 1 карти­ну) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы более 30 мин (в середине рассказа) тивных реакций.

Показатели аффек-

В целом все временные характеристики, их ба­ланс и соотношение представляют сведения о ди­намической стороне личности.

Процедура эксперимента

До начала опыта испытуемый не должен быть осведомлен ни о системе показателей, ни о крите­риях оценки теста. Карточки теста предъявляются испытуемому в последовательности, отраженной номером отдельной карточки. Испытуемому дается инструкция, состоящая из 5 частей:

1) опишите ситуацию, что вы видите на этой кар­тинке;

2) что, по вашему мнению, способствовало возни­кновению ситуации, что ей предшествовало;

3) что, по вашему мнению, произойдет дальше;

4) какие мысли у людей, изображенных на картинке;

5) какие чувства испытывают действующие лица.

Все ответы регистрируются в первоначальный протокол (без оценок) и, по возможности, дословно (запись ведется на чистом листе бумаги).

Порядок обработки экспериментального материала

1. Все суждения, ответы и описания, внесенные в первичный протокол, анализируются с целью ра­спределения их по соответствующим рубрикам вторичного (стандартного) протокола (см. прило­жения 1, 2, 3).

2. При обработке конкретные ответы испытуе­мого соотносятся с пояснениями, данными в тесте.

3. Из общего числа ответов и из их соотношений (совпадение, противоречие) выводится структура проекции.

4. На основании прямого большинства ответов какой-либо категории устанавливается конкретная психологическая тенденция личности.

5. Составляется общее заключение о личности. Оно должно содержать суждение о среде, в которой в основном ориентируется личность, данные о со­держании сознания, позиции, данные о динамиче­ском строе личности, об эмоциональной и волевой сфере, о способах действия, заключения об отдель­ных качествах личности и ее направленности.

Основное внимание экспериментатора при об­работке теста должно быть обращено на обоснова­ние окончательного заключения, на его доказатель­ную сторону.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago