Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются специальным бланком либо экспериментатор предъявляет ис­пытуемому задачи. Предварительно дается инст­рукция.

Ключ

1. Растения, земля

2. Берег, вода

3. Здание, улица

4. Крыша, стены

5. Углы, сторона

6. Делимое, делитель

7. Диаметр, круглость

8. Глаза, печать

9. Бумага, редактор

10. Игроки, правила

11. Сражения, солдаты

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяс­нить, упорствует ли испытуемый в своих непра­вильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обуче­нии, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

Методика требует от испытуемого высокой кон­центрации внимания и быстроты действий. Обсле­дуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Об­следование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнито­фона. Каждому испытуемому выдается специаль­ный бланк.

Инструкция: будьте внимательны. Работайте бы­стро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!

Содержание методики

1. (квадрат) Напишите первую букву имени Сер­гей и последнюю букву первого месяца года (3 се­кунды).

2. (квадрат 4) Напишите слово Пар Так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды).

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды).

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды).

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоу­гольник имеют общую площадь (3 секунды).

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на Три, а че­твертый на Две Части (4 секунды).

7. (квадрат 1О) Если сегодня не среда, то напиши­те предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды).

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоуголь­ник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте О (4 секунды).

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 секун­ды).

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну соглас­ную букву и зачеркните гласные (4 секунды).

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны тра­пеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия ва­шего города (4 секунды).

12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая бу­ква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 секунды).

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 секунды).

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 секунды).

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа не­одинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 секунды).

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на Две, а оба конца третьей соедини­те с точкой А (4 секунды).

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй

С нижним концом четвертой (3 секунды).

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 секунд).

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и от­ведите их друг от друга вертикальной линией (4 се­кунды).

20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, напра­вленную вверх, под буквой С

Галочку (3 секунды).

21. (квадрат 27) Если слова Дом И Дуб Начинают­ся на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 секунды).

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева кле­точке О, в крайней справа плюс, в середине прове­дите диагональ (3 секунды).

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 секунды).

24. (квадрат 30) Если в слове Подарок Третья бу­ква не «И», напишите сумму чисел 3 + 5 (3 секунды).

25. (квадрат 31) В слове Салют Обведите круж­ком согласные буквы, а в слове Дождь Зачеркните гласные (4 секунды).

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опиши­те окружность вокруг четырехугольника (3 секунды).

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).

28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 секунды).

29. (квадрат 35) Под согласными буквами по­ставьте стрелку, направленную вниз, а под гласны­ми — стрелку, направленную влево (5 секунд).

30.(квадрат 36) Напишите слово Мир Так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в пря­моугольнике (3 секунды).

31. (квадрат 37) Укажите стрелками направле­ния горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 секунд).

32. (квадрат 39) Разделите вторую линию попо­лам и соедините оба конца первой линии с середи­ной второй (3 секунды).

33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линия­ми нечетные цифры от четных (5 секунд).

34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, на­правленную влево (2 секунды).

35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 секунды).

36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 секунды).

37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 секунд).

38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3

Будет выполняться очередное задание, так как номе­ра заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нор­мы выполнения: 0—4 ошибки — высокая лабиль­ность, хорошая способность к обучению; 5—9 оши­бок — средняя лабильность; 10—14 ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок — мало успешен в любой дея­тельности.

Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профес­сиональной пригодности.

Бланк для ответов (масштаб 1 : 4)

Кйэ:оТ€Я

8

Ocwo

Do

Только в прямоугольник (3 секунды).

39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 секунд).

40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в ква­дратные скобки, а четные в круглите (5 секунд).

Необходимо отметить, что экспериментатор пе­ред проведением теста должен внимательно ознако­миться с заданиями и во время процедуры обследо­вания четко произносить номер квадрата, в котором

42

Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека — важная со­ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со­временных профессий предполагают наличие у ра­ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую­щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так­же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до­статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот­ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи­тельной профессиональной мотивации, удовлетво­ренности трудом и, как следствие, на удовлетво­ренность жизнью в целом.

Проблеме способностей посвящено огромное ко­личество исследований. Библиография включает ра­боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно­стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра­боте «Способности и одаренность». Теплов выделя­ет 3 основных признака способностей как индиви­дуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от друго­го, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, в-третьих, они не сводятся к на­личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс­нить легкость и быстроту их приобретения.

Природные, врожденные факторы в формиро­вании способностей рассматриваются отечествен­ными психологами как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ­ностей. Сами же способности — всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин­штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка­ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности».

Принято выделять общие и специальные спо­собности. Общие способности обеспечивают овла­дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас­сматриваются в отношении к отдельным, специаль­ным областям деятельности.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования спо­собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря­ду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе­мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Тестовое задание

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3.Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­щаться, понимать.

6.Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7.Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8.Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

6. Темный, светлый, Голубой, яркий, тусклый.

7.Гнездо, нора, курятник, Сторожка, берлога.

8.Неудача, Волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, Спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, Землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, Сало, простокваша.

12.Глубокий, низкий, Светлый, высокий, длин­ный.

13. Хата, шалаш, Дым, Хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, Сирень.

15. Секунда, час, год, Вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, Злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, Чернила.

Выделены правильные ответы.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью следующей таблицы:

Таблица 51

Ключ

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, Маленький, старый, изношенный, ветхий.

3.Скоро, быстро, поспешно, Постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, Чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­щаться, Понимать.

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

17

16

15

14

12—13

11

10

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago