Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, раз­работанная американскими психологами А. Уэсс — маном и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант).

Измерение в этой методике производится по 10-балльной (стеновой) системе. Испытуемому да­ется инструкция: «Выберите в каждом из пред­ложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запиши­те в соответствующей строке для ответов».

Измеряются следующие показатели

С (самооценка) «спокойствие

П1 (показатель)

Тревожность» (индивидуальная самооценка — И1Равняется номеру суждения, выбранного испытуе­мым из данной шкалы. Аналогично получаются инди­видуальные значения по показателям П2, П3, П4);

П2 — С «Энергичность — усталость»;

П3 — С «Приподнятость — подавленность»;

П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности»;

П5 — С — суммарная 9 по четырем шкалам оцен­ка состояния: И5

И1 + И2 + Из + И4, где И1, И2,

И3, И4 — индивидуальные значения по соответству­ющим шкалам.

Список утверждений по всем шкалам

«Спокойствие — тревожность»

10. Совершенное и полное спокойствие. Непо­колебимо уверен в себе.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.

5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.

4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.

3. Значительная неуверенность. Весьма травми­рован неопределенностью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изве­ден страхом.

1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рас­судок. Напуган неразрешимыми трудностями.

«Энергичность — усталость»

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная си­ла выплескивается через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огром­ная энергия, сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в дей­ствии.

7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значи­тельная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодрым.

5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.

4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В за­пасе не очень много энергии.

3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.

2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практиче­ски не способен к действию. Почти не осталось за­пасов энергии.

1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к само­му незначительному усилию.

«Приподнятость — подавленность»

10. Сильный подъем, восторженное веселье.

9. Очень возбужден и в очень приподнятом со­стоянии. Восторженность.

8. Возбужден, в хорошем расположении духа.

7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

6. Чувствую себя довольно хорошо, в порядке.

5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, так себе.

4. Настроение подавленное и несколько унылое.

3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.

2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.

1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.

«Чувство уверенности в себе — чувство беспо­мощности»

10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. Уве­рен в своих свершениях.

8. Очень уверен в своих способностях.

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

6. Чувствую себя довольно компетентным.

5. Чувствую, что мои умения и способности не­сколько ограниченны.

4. Чувствую себя довольно неспособным.

3. Подавлен своей слабостью и недостатком спо­собностей.

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости и тщетности уси­лий. У меня ничего не получается.

ТЕСТ ЛЮШЕРА

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство дав­но уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отноше­ние к цвету может характеризоваться или предпочте­нием его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, наст­роение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кад­ров, комплектовании производственных коллекти­вов, в этнических, геронтологических исследова­ниях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разносторон­него обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета

1) Синий Символизирует спокойствие, удовле­творенность;

2) Сине-зеленый — чувство уверенности, на­стойчивость, иногда упрямство;

3) Оранжево-красный — Силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, воз­буждение;

Активность, стремление к об-

4) Светло-желтый Щению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоя­нии основные цвета должны занимать преимущест­венно первые 5 позиций.

Дополнительные цвета

5) Фиолетовый;

6) Коричневый;

7) Черный;

8) Нулевой

Нулевой символизируют негативные тенден­ции — тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога)

Перемешайте цветные карточки и положите цве­товой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из 8 цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испы­туемый должен выделить наиболее приятный цвет из 8. Карточку с выбранным цветом следует отло­жить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся 7 цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карто­чек в разложенном порядке.

Через 2—3 мин опять положите карточки цвет­ной стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состоя­ние, второй — действительное.

В зависимости от цели исследования можно ин­терпретировать результаты соответствующего те­стирования.

В результате тестирования получаем 8 позиций:

1 И 2-я — Явное предпочтение (обозначаются + +);

3 И 4-я — Предпочтение (обозначаются * *);

5И 6-я — Безразличие к цвету (обозначаются = =);

7 И 8-я — Антипатия к цвету (обозначаются

).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характе­ристику выбранных позиций:

1- Я позиция Отражает средства достижения це­ли (например, выбор синего цвета говорит о наме­рении действовать спокойно, без излишнего на­пряжения);

2- Я позиция Показывает цель, к которой стре­мится испытуемый;

3- Я и 4-я позиции Характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истин­ной ситуации, в которой он находится, или же об­раз действий, который ему подсказывает ситуа­ция;

5-я и 6-я позиции Характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связыва­ет свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта по­зиция может содержать резервную трактовку цве­та, например, синий цвет (цвет покоя) отклады­вается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции Характеризуют негативное от­ношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые дан­ным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется пе­речнем номеров в порядке предпочтения с указа­нием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, ко­ричневого и черного цветов записывается:

+ +

3 4 1 0 2 5 6 7.

) образуют 4 функцио-

Зоны (++, нальные группы.

И нтерп ретация резул ьтатов тестирования

Как уже отмечалось, одним из приемов трак­товки результатов выбора является оценка поло­жения основных цветов. Если они занимают по­зицию далее 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следова­тельно, имеют место тревожность, негативное со­стояние.

Субъ-

Рассматривается взаимное положение основ­ных цветов. Когда, например, 1 и 2 (синий и зеле­ный) находятся рядом, образуя функциональную группу, подчеркивается их общая черта ективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов 2 и 3 (зеленого и красного) ука­зывает на автономность, самостоятельность в при­нятии решений, инициативность. Сочетание цветов 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направлен­ность вовне. Сочетание цветов 1 и 4 (синего и желтого) в одной функциональной группе подчер­кивает благоприятный баланс зависимости от сре­ды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (2 и 4) рассматривается как противопоставление субъек­тивного стремления вовнутрь, автономности, упрямства стремлению вовне, зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, сим­волизируют следующие психологические потреб­ности:

1 (синий)

Потребность в удовлетворении, спо-

Койствии, устойчивой положительной привязан­ности;

2 (зеленый)

3 (красный)

Потребность в самоутверждении; потребность активно действовать

И добиваться успеха;

4 (желтый) деждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1—5-й пози­циях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удов­летворяемые; если они в 6—8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудов­летворенность из-за неблагоприятных обстоя­тельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый си­ний цвет означает неудовлетворенность отсутст­вие покоя, привязанности.

Потребность в перспективе, на-

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исхо­дя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чув­ство удовлетворенности стремлением к достиже­нию цели, что также содействует поддержанию ра­ботоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спон­танное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориен­тацию на дальнейшую работу.

Если все эти 3 цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятель­ность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и отделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги

Показатели компенсации

При наличии источника стресса, тревоги, выра­жаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции, цвет, поставленный в 1-ю по­зицию, рассматривается как показатель компен­сации (компенсирующий мотив, настроение, пове­дение). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недоста­точной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация происходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окру­жающей ситуации.

В 7-й позиции, ставятся 2 воск-

Показатели интенсивности тревоги характери­зуются позицией, занимаемой основными цвета­ми. Если основной цвет занимает 6-е место, фак­тор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет лицательных знака (!!); если основной цвет — в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким обра­зом, может быть поставлено до 6 знаков, характе­ризующих источники стресса, тревоги, например:

Если основной цвет стоит на 6-м месте, он обо­значается знаком —, и все остальные, что находят­ся за ним (7—8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного сос­тояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно по­мечаются буквой А над номером цвета и знаком « — », например:

Подобным же образом оцениваются случаи не­благоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиоле­товый, не ставится никаких знаков. Если серый, ко­ричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится 1 восклицательный знак, если 2-ю пози­цию, ставится 2 знака (!!), если 1-ю позицию, ста-

Вится 3 знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

Ния, в частности эмоционального состояния, напря­женности, тревожности.

Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов 6, 7, 0 В 1-й позиции) и данных анке­тирования и наблюдения позволяет с большей уве­ренностью судить о развитии у испытуемых раз­личных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Считается, что чем больше знаков «!», тем прог­ноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовывать мероприятия по ре­гуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации ре­зультатов тестирования имеет оценка цвета в по­следней, 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком « —

»)•

Если цвета в этой позиции помечены восклицатель­ными знаками, значит, достаточно велика вероят­ность развития у испытуемого состояния тревож­ности.

Обратите внимание на соотношение 1 и 8-й по­зиций, имеет ли место компенсация, по нормаль­ной ли схеме она построена.

Также может быть проанализировано отношение цветов во 2 и 3-й позициях (желаемая цель и факти­ческая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во 2-й И серый в 3-й пози­циях Символизируют конфликт между целью, моти­вами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую ин­формацию следует сопоставлять с материалами анке­тирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьез­ные заключения о чертах личности, ее психологиче­ских особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах ис­пользования результатов теста для оценки состоя-

Позиция «+ +»

Первый цвет синий

+ 1 +2 (синий и зеленый) — чувство удовлетво­ренности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

+ 1 +3 (синий и красный) — чувство целостно­сти, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+ 1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое бес­покойство, потребность в тонком окружении, стре­мление к эстетическому.

Чувство беспо-

+ 1 +6 (синий и коричневый) койства, страх одиночества, стремление уйти от кон­фликта, избежать стресса.

+ 1 +7 (синий и черный) — негативное состоя­ние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворен­ность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

Негативное состоя-

+ 1 +0 (синий и серый) ние, потребность освободиться от стресса, стремле­ние к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+ 2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состоя­ние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

+ 2 +3 (зеленый и красный) — активное стре­мление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

+ 2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспо­койство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

+ 2 +5 ( зеленый и фиолетовый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популяр­ности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои по­ступки.

+ 2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство не­удовлетворенности, усталости, переоценка зна­чимости отношения к себе со стороны окружаю­щих.

+ 2 +7 (зеленый и черный)

+4 +3 (желтый и красный) — несколько повы­шенное деловое возбуждение, стремление к широ­кой активности.

+ 4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+ 4 +6 (желтый и коричневый)

Негативное

Чувство обиды,

Злости, стремление к жалости, авторитарности в от­ношениях.

+ 2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлет­воренности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

+ 3 +1 (красный и синий) ние, активное стремление к деятельности, впечат­лениям, удовольствиям.

+ 3 +2 (красный и зеленый)

Настроение, огорчение и потребность в эмоцио­нальной разрядке, отдыхе.

+ 4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным ре­шениям.

+ 4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетен­ное состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.

Деловое возбужде-

Деловое возбуж-

Дение, активное стремление к цели, преодоление всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+ 3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, опти­мизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+ 3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.

+ 3 +7 (красный и черный)

Первый цвет фиолетовый

+ 5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+ 5 +2 (фиолетовый и зеленый) — насторожен­ность, желание произвести впечатление.

+ 5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

+ 5 +4 (фиолетовый и желтый)

Возбуждение,

Негативное на-

Фантазирование, стремление к ярким событиям.

+ 5 +6 (фиолетовый и коричневый) дение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

+ 5 +7 (фиолетовый и черный) состояние.

+ 5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Возбуж-

Негативное

Строение, злость, стремление уйти из неблагопри­ятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетво­ренности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4 +1 (желтый и синий) положительное, стремление к позитивному эмо­циональному состоянию, выдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый)

Первый цвет коричневый

+ 6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание выйти из неблагопри­ятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый)

Чувство бес-

Настроение в общем

Настроение в об-

Покойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) — стремление к эмоциональной разрядке.

Активное

Щем положительное, желание поиска верных пу­тей решения стоящих задач, стремление к само­утверждению.

+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необ­думанных решений («мне все равно»).

+ 6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+ 6 +7 (коричневый и черный) состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негатив­ное состояние, стремление уйти от сложных проб­лем, а не бороться с ними.

Негативное

+ 0 + 7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероят­ность неадекватных решений.

Позиции «-»

Первый цвет черный

+ 7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»).

+ 7 +2 (черный и зеленый)

Возбуждение,

Гневное отношение к окружающим, не всегда адек­ватное упрямство.

+ 7 +3 (черный и красный) дение, возможны аффективные поступки.

Первый цвет серый

— 0 —1 (серый и синий) — чувство неудовлетво­ренности, эмоциональной напряженности.

— 0 —2 (серый и зеленый) — эмоциональная на­пряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

—0 —3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.

4 (серый и желтый) — тревожность, не­

-0

Сильное возбуж-

+ 7 +4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

+ 7 +5 (черный и фиолетовый) — напряжен­ность, мечты о гармонии.

+ 7 +6 (черный и коричневый)

Возбужде-

Ние, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый)

Уверенность в своих силах.

5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.

— 0 —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом повы­шенная требовательность, желание достичь приз­нания своей личности.

— 0 —7 (серый и черный) — отрицание каких — либо ограничений своей личности, активное стрем­ление к деятельности.

-0

Чувство безнадеж-

Ности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+ 0 +1 (серый и синий) ние, желание спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состоя­ние, ощущение враждебности окружающих и же­лание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) — негативное состоя­ние, повышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

+ 0 +4 (серый и желтый)

Негативное состоя-

Негативное сос-

Тояние, стремление уйти от проблем, а не решить их.

+0 +5 (серый и фиолетовый)

Койства, настороженности, стремление скрыть это чувство.

+ 0 +6 (серый и коричневый)

Чувство беспо-

Весьма нега-

Тивное состояние, стремление уйти от всего слож­ного, трудного, волнующего.

Первый цвет синий

2 (синий и зеленый) — сильное напряже­ние, стремление избавиться от негативного стрес­сового состояния.

— 1 —3 (синий и красный) — сильное напряже­ние, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

— 1 —4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные пережива­ния, чувство беспомощности.

5 (синий и фиолетовый)

-1

-1

Состояние,

Близкое к стрессу, сложность взаимоотношений.

— 1 —6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск под­держки.

—1 —7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление выйти из психогенной ситуации.

0 (синий и серый) — несколько угнетен­

-1

Ное состояние, тревожность, ощущение беспер­спективности.

Первый цвет зеленый

-2 -1 (зеленый и синий) — угнетенное состоя­ние, неверие в свои силы, стремление выйти из не­приятной ситуации.

Сильное возбуж-

-2 -3 (зеленый и красный) дение, тягостные переживания, отношения со сре­дой считает для себя враждебными, возможны аф­фективные поступки.

-2 -4 (зеленый и желтый) — состояние, близ­кое к фрустрации, чувство разочарования, нере­шительности.

-2 -5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного до­стоинства, неверие в свои силы.

-2 -6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к приз­нанию.

Состояние фру-

-2

-2 -7 (зеленый и черный) страции из-за ограничения амбициозных требова­ний, недостаточная целеустремленность.

0 (зеленый и серый) страции, раздраженность из-за ряда неудач, сни­жение волевых качеств.

Состояние фру-

Первый цвет красный

-3 -1 (красный и синий) — подавляемое воз­буждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложив­шихся с близкими людьми.

-3 -2 (красный и зеленый) — состояние стрес­са из-за неадекватной самооценки.

4 (красный и желтый) — мнительность,

-3

-3

Состояние

Тревожность, неадекватная оценка среды, стремле­ние к самооправданию.

5 (красный и фиолетовый) стресса из-за неудачных попыток достичь взаимо­понимания, чувство неуверенности, беспомощно­сти, желание сочувствия.

-3 -6 (красный и коричневый) — сильное на­пряжение, вызванное иногда сексуальным само­ограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

-3 -7 (красный и черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную про­блему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.

-3 -0 (красный и серый) — сдерживаемое воз­буждение, чувство утрачиваемой перспективы, ве­роятность нервного истощения.

Первый цвет желтый

-4 -1 (желтый и синий) — чувство разочарова­ния, состояние, близкое к стрессу, стремление по­давить негативные эмоции.

-4 -2 (желтый и зеленый) — состояние нере­шительности, тревожности, разочарования.

-4 -7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стре­мление избежать контроля извне.

-4

0 (желтый и серый) — напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

-5 -1 (фиолетовый и синий) — чувство неудо­влетворенности, стимулирующее к активности; стремление к сотрудничеству.

-5 -2 (фиолетовый и зеленый) — стрессовое состояния из-за неосуществившегося самоутвер­ждения.

-5 -3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необду­манных действиях.

-5

4 (фиолетовый и желтый) — насторо­женность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

-5 -6 (фиолетовый и коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотно­шений, повышенная взыскательность к другим.

-5 -7 (фиолетовый и черный) — напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.

-5 -0 (фиолетовый и серый) — проявление не­терпения, но в то же время стремление к самокон­тролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

-6 -1 (коричневый и синий) — негативное со­стояние, чувство неудовлетворенности из-за не­достаточного признания заслуг (реальных и пред­полагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

-6 -2 (коричневый и зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упря­мое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

-6 -3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и дру­гих биологических потребностей, стремление к со­трудничеству для выхода из стресса.

4 (коричневый и желтый) — напряжен­

-0 -3 (серый и красный) покойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

4 (серый и фиолетовый) — чувства тре­

-0

-6

Ность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

-6 -5 (коричневый и фиолетовый) — негатив­ное состояние из-за неудовлетворенного стремле­ния к чувственной гармонии.

-6 -7 (коричневый и черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к раз­личным запретам.

-6 -0 (коричневый и серый) — стрессовое со­стояние из-за подавления биологических сексуаль­ных потребностей.

Первый цвет черный

1 (черный и синий) — состояние беспо­койства в связи со скрываемым вниманием полу­чить помощь, поддержку.

-7 -2 (черный и зеленый) — состояние, близ­кое к фрустрации из-за ограничения свободы же­лаемых действий, стремление избавиться от помех.

3 (черный и красный) — стрессовое со­

-7

-7

Стояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

-7 -4 (черный и желтый) — стрессовое состоя­ние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от ра­зумных компромиссов.

-7 -5 (черный и фиолетовый) — поиски идеа­лизированной ситуации.

6 (черный и коричневый) — стрессовое

-7

Состояние из-за неприятных ограничений, запре­тов, стремление сопротивляться ограничениям, уй­ти от заурядности.

-7 -0 (черный и серый) — из неблагоприятной ситуации.

Стремление выйти

Первый цвет серый

-0 -1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

-0 -2 (серый и зеленый) — негативное состоя­ние в связи с перенапряжением, переутомлением.

Подавляемое бес-

Вожности, неуверенности.

5 (серый и фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

6 (серый и коричневый) — стремление

-0

-0

Выйти из неблагоприятной ситуации, несколько за­вышенная самооценка.

-0 -7 (серый и черный)

Из неблагоприятной ситуации, надежда на хоро­шие перспективы в будущем.

М. Люшер составил специальную таблицу, в ко­торой отмечены сочетания цветов в разных пози­циях, предполагающие отражение конфликтов, пе­реживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов).

Рассмотрим две первые и две последние пози­ции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:

Стремление выйти

0 o’ o’ Т

I, ‘4

‘6 ‘6 ‘6 I

I I I I

I I

Позиции 1, 2

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago