Для исследования сферы межличностных отно­шений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изуче­нии социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 карти­нок с изображением детей и детей и взрослых, а так­же текстовых заданий. Ее направленность — выяв­ление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затраги­вающих его отношения с другими людьми. Перед нача­лом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в груп­пе. Он может выбрать его ближе или дальше от опре­деленного лица. В текстовых заданиях ребенку пред­лагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социо­метрических. Таким образом, методика позволяет по­лучить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ре­бенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качест­венной оценки результатов, детская проективная ме­тодика межличностных отношений позволяет предс­тавить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных от­ношений ребенка, можно разделить на 2 большие группы переменных:

1) переменные, характеризующие конкретно-лич­ностные отношения ребенка: отношение к се­мейному окружению (матери, отецу, бабушке, сестре и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.;

2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: об­щительности, отгороженности, стремлении к до­минированию, социальной адекватности поведе­ния. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют следующие признаки:

А) отношение к матери;

Б) отношение к отцу;

В) отношение к матери и отцу как семейной чете;

Г) отношение к братьям и сестрам;

Д) отношение к бабушке и дедушке;

Е) отношение к другу;

Ж) отношение к учителю;

З) любознательность, стремление к доминиро-

Ванию;

И) общительность, отгороженность, адекват­ность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из мак­симального числа заданий, направленных на выяв­ление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу про­ективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изуче­ния личности, а также в исследованиях, требую­щих и статистической обработки.

Ключ

Название шкал

9 ю 11

12

Отношение к матери Отношение к отцу Отношение к матери и отцу как к родитель­ской чете

Отношение к братьям и сестрам Отношение к бабушке и дедушке Отношение к другу (подруге) Отношение к авторитетному взрослому

Любознатель­ность

Доминантность Общительность Закрытость, отгороженность

Социальная адекватность поведения

№ заданий

1—4, 8—15, 17— 19, 27, 38, 40—42 1—5, 8—15, 17—19, 37, 40—42 1—4, 6—8, 14, 17, 19

1, 2, 3, 4, 5, 6, 8—19, 30, 40, 42

1, 4, 7—13, 17—19, 30, 40, 41

1, 4, 8—19, 25, 30,33—35,40

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28—30, 32, 40

5, 22—24, 26, 28—32

20—22, 39

16, 22—24

9, 10, 14—17, 19, 22—24, 29, 30, 40—42

9,25,28,32—38

Общее количество заданий 20

20

10

20

15

20

15

10

4

4

15

10

Стимульный материал к методике Рене Жиля

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные от­ношения (папа, мама, брат, сестра или друг, това­рищ, одноклассник).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, ко­торого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Брат

Папа и мама

Сестра

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обо­значь крестиком комнату, которую выбрал (выбра­ла) ты.

Папа и мама

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расска­жешь об этом?

Напиши ниже.

Дедушка и бабуш­ка

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крести­ком, где находишься ты?

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты неко­торых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрп­риз.

Ты хочешь, чтобы это сделали?

Кому?

А может быть, тебе все равно?

Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколь­ко дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.

Кого бы ты взял с собой?

Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Ко­му первому ты расскажешь об этой неприятности?

Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зуб­ному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот чело­век?

Напиши.

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.

Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?

А может быть, тебе все равно?

Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы тосковал сильнее всего?

Напиши ниже.

20. Твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

1)

2)

3)

21. С кем ты любишь играть: с товарищами своего возраста;

Младше себя;

Старше себя.

Подчеркни один из возможных ответов.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неиз­вестной тебе причине.

Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за пра­вил игры.

Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:

Будешь плакать;

Пожалуешься учителю;

Ударишь его;

Сделаешь ему замечание;

Не скажешь ничего.

1)

2)

3)

4)

5)

Подчеркни один из ответов.

27. Ты много помогаешь маме?

Мало?

Редко?

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна жен­щина вам что-то объясняет.

Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве.

Обозначь, где находишься ты.

Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, кото­рые слушают. Обозначь, где ты.

32. Это показ таблицы.

Обозначь крестиком, где ты.

Ничего не скажешь;

Начнешь злиться.

Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять.

Что будешь делать:

Ничего не ответишь;

Надуешься;

Начнешь плакать;

Запротестуешь;

Попробуешь пойти вопреки запрещению.

1)

2)

3)

4)

33. Один из товарищей смеется над тобой.

Что будешь делать:

Будешь плакать;

Пожмешь плечами;

Сам будешь смеяться над ним;

Будешь обзывать его, бить.

Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом.

Что сделаешь:

Будешь плакать;

Пожмешь плечами;

Сам будешь смеяться над ним;

Будешь обзывать его, бить.

1)

2)

3)

4)

Подчеркни один из этих ответов.

1)

2)

3)

4)

5)

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения.

Что будешь делать:

Плакать;

Жаловаться;

Кричать;

Попытаешься отобрать;

Начнешь его бить.

Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.

Ты недоволен?

Что будешь делать:

1) плакать;

2) продолжать играть дальше;

Подчеркни один из этих ответов.

1)

2)

3)

4)

5)

38. Мама не разрешает тебе идти гулять.

Что будешь делать:

Ничего не ответишь;

Надуешься;

Начнешь плакать;

Запротестуешь;

Попробуешь пойти вопреки запрещению.

Подчеркни один из ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить поручение?

Напиши ниже.

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места.

Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Инструкция: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов.

Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это проис­ходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

А) верно;

Б) не уверен;

В) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

А) скорее беспокойство и страдание;

Б) затрудняюсь ответить;

В) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

А) как удавшийся;

Б) как нечто среднее;

В) как неудавшийся.

Тест-опросник удовлетворенности браком

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Ро­мановой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворен­ности — неудовлетворенности браком, а также сте­пени согласования — рассогласования удовлетво­ренности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящих­ся к различным сферам: восприятию себя и партне­ра, мнения, оценки, установки и т. д.

Каждому утверждению соответствуют 3 вари­анта ответа:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

4. Если бы вы могли, то:

А) вы бы многое изменили в характере вашего супруга (вашей супруги);

Б) трудно сказать;

В) вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам кажется:

А) что вы несчастнее других;

Б) трудно сказать;

В) что вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятель­ность:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего суп­руга (вашей супруги) была бы неполноценной:

А) да, считаю;

Б) трудно сказать;

В) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманы­ваются в своих ожиданиях относительно брака:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:

А) верно;

Б) не могу сказать;

В) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

А) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

Б) трудно сказать;

В) возможно, что именно теперешний супруг (суп­руга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:

А) верно;

Б) затрудняюсь сказать;

В) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супруже­ской жизни кроются:

А) скорее всего в характере вашего супруга (суп­руги);

Б) трудно сказать;

В) скорее в вас самих.

15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:

А) усилились;

Б) трудно сказать;

В) ослабли.

16. Брак притупляет творческие возможности человека:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые ком­пенсируют его недостатки:

А) согласен;

Б) нечто среднее;

В) не согласен.

18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

20. Жизнь в семье, как вам кажется, не. зависит от вашей воли:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

22. Неправ тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на ува­жение:

А) согласен;

Б) трудно сказать;

В) не согласен.

23. Как правило, общество вашего супруга (суп­руги) доставляет вам удовольствие:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

Ключ

1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0,05.

Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из них доверительных ин­тервалов. Будем считать, что

Х(н) = 32, а х(р) = 22,

При этом их средние квадратичные равны 8.

Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную табли­цу для проведения экспресс-диагностики испытуе­мого по его суммарному баллу.

Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:

1) абсолютно неблагополучные — 0—16 баллов;

2) неблагополучные — 17—22 баллов ;

3) скорее неблагополучные — 23—26 баллов;

4) переходные — 27—28 баллов;

5) скорее благополучные — 29—32 баллов;

6) благополучные — 33—38 баллов;

7) абсолютно благополучные — 39—48 баллов.

Порядок подсчета

Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если промежуточный (б) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов.

Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетво­ренности браком.

Нормы

10,835) на уровне значимости 0,01.

Различия между средними для разводящихся и благополучными достоверны по критерию Стью — дента (t

Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для средних суммарных баллов равны:

1) для разводящихся (20, 76; 23, 36),

2) для благополучных (30, 92; 33, 34).

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago