Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на 2 большие группы переменных:
1) переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (матери, отецу, бабушке, сестре и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.;
2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительности, отгороженности, стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют следующие признаки:
А) отношение к матери;
Б) отношение к отцу;
В) отношение к матери и отцу как семейной чете;
Г) отношение к братьям и сестрам;
Д) отношение к бабушке и дедушке;
Е) отношение к другу;
Ж) отношение к учителю;
З) любознательность, стремление к доминиро-
Ванию;
И) общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки.
Ключ
Название шкал
9 ю 11
12
Отношение к матери Отношение к отцу Отношение к матери и отцу как к родительской чете
Отношение к братьям и сестрам Отношение к бабушке и дедушке Отношение к другу (подруге) Отношение к авторитетному взрослому
Любознательность
Доминантность Общительность Закрытость, отгороженность
Социальная адекватность поведения
№ заданий
1—4, 8—15, 17— 19, 27, 38, 40—42 1—5, 8—15, 17—19, 37, 40—42 1—4, 6—8, 14, 17, 19
1, 2, 3, 4, 5, 6, 8—19, 30, 40, 42
1, 4, 7—13, 17—19, 30, 40, 41
1, 4, 8—19, 25, 30,33—35,40
1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28—30, 32, 40
5, 22—24, 26, 28—32
20—22, 39
16, 22—24
9, 10, 14—17, 19, 22—24, 29, 30, 40—42
9,25,28,32—38
Общее количество заданий 20
20
10
20
15
20
15
10
4
4
15
10
Стимульный материал к методике Рене Жиля
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник).
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Брат
Папа и мама
Сестра
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую выбрал (выбрала) ты.
Папа и мама
13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже.
Дедушка и бабушка
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты?
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может быть, тебе все равно?
Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.
Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
Напиши.
17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.
Подпиши, что это за люди.
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?
А может быть, тебе все равно?
Напиши.
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы тосковал сильнее всего?
Напиши ниже.
20. Твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
1)
2)
3)
21. С кем ты любишь играть: с товарищами своего возраста;
Младше себя;
Старше себя.
Подчеркни один из возможных ответов.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине.
Обозначь крестиком, где будешь ты.
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры.
Обозначь, где ты.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
Будешь плакать;
Пожалуешься учителю;
Ударишь его;
Сделаешь ему замечание;
Не скажешь ничего.
1)
2)
3)
4)
5)
Подчеркни один из ответов.
27. Ты много помогаешь маме?
Мало?
Редко?
29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет.
Обозначь крестиком, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на траве.
Обозначь, где находишься ты.
Подчеркни один из ответов.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
32. Это показ таблицы.
Обозначь крестиком, где ты.
Ничего не скажешь;
Начнешь злиться.
Подчеркни один из этих ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять.
Что будешь делать:
Ничего не ответишь;
Надуешься;
Начнешь плакать;
Запротестуешь;
Попробуешь пойти вопреки запрещению.
1)
2)
3)
4)
33. Один из товарищей смеется над тобой.
Что будешь делать:
Будешь плакать;
Пожмешь плечами;
Сам будешь смеяться над ним;
Будешь обзывать его, бить.
Подчеркни один из ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом.
Что сделаешь:
Будешь плакать;
Пожмешь плечами;
Сам будешь смеяться над ним;
Будешь обзывать его, бить.
1)
2)
3)
4)
Подчеркни один из этих ответов.
1)
2)
3)
4)
5)
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения.
Что будешь делать:
Плакать;
Жаловаться;
Кричать;
Попытаешься отобрать;
Начнешь его бить.
Подчеркни один из этих ответов.
36. Ты играешь в лото (или шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.
Ты недоволен?
Что будешь делать:
Подчеркни один из этих ответов.
1)
2)
3)
4)
5)
38. Мама не разрешает тебе идти гулять.
Что будешь делать:
Ничего не ответишь;
Надуешься;
Начнешь плакать;
Запротестуешь;
Попробуешь пойти вопреки запрещению.
Подчеркни один из ответов.
39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить поручение?
Напиши ниже.
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места.
Обозначь крестиком, где сядешь ты.
Инструкция: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов.
Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.
Текст опросника
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
А) верно;
Б) не уверен;
В) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят вам:
А) скорее беспокойство и страдание;
Б) затрудняюсь ответить;
В) скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:
А) как удавшийся;
Б) как нечто среднее;
В) как неудавшийся.
Тест-опросник удовлетворенности браком
Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности — неудовлетворенности браком, а также степени согласования — рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятию себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д.
Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
А) вы бы многое изменили в характере вашего супруга (вашей супруги);
Б) трудно сказать;
В) вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам кажется:
А) что вы несчастнее других;
Б) трудно сказать;
В) что вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:
А) да, считаю;
Б) трудно сказать;
В) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:
А) верно;
Б) не могу сказать;
В) неверно.
11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:
А) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);
Б) трудно сказать;
В) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:
А) верно;
Б) затрудняюсь сказать;
В) неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
А) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);
Б) трудно сказать;
В) скорее в вас самих.
15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:
А) усилились;
Б) трудно сказать;
В) ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
А) согласен;
Б) нечто среднее;
В) не согласен.
18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
20. Жизнь в семье, как вам кажется, не. зависит от вашей воли:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
22. Неправ тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
А) согласен;
Б) трудно сказать;
В) не согласен.
23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
А) верно;
Б) трудно сказать;
В) неверно.
Ключ
1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0,05.
Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из них доверительных интервалов. Будем считать, что
Х(н) = 32, а х(р) = 22,
При этом их средние квадратичные равны 8.
Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемого по его суммарному баллу.
Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
1) абсолютно неблагополучные — 0—16 баллов;
2) неблагополучные — 17—22 баллов ;
3) скорее неблагополучные — 23—26 баллов;
5) скорее благополучные — 29—32 баллов;
6) благополучные — 33—38 баллов;
7) абсолютно благополучные — 39—48 баллов.
Порядок подсчета
Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если промежуточный (б) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов.
Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Нормы
10,835) на уровне значимости 0,01.
Различия между средними для разводящихся и благополучными достоверны по критерию Стью — дента (t
Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для средних суммарных баллов равны:
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…