Структура, психологическое содержание и стимульный материал

В структуру методики Розенцвейга входят сти­мульный материал, теоретическое обоснование и описание содержания методики, 2 интерпрета­ционные таблицы (общая и для подсчета выра­женности коэффициента конформности), бланк регистрации ответов и математических подсчетов результатов опроса.

Стимульный материал, предъявляемый испы­туемым, включает в себя инструкцию по процедуре исследования и 22 рисуночные ситуации, отражаю­щие проблемы бытового общения, вызывающие фрустрацию и даже стресс (приложение 1).

Психологическое содержание методики Розен — цвейга составляют те факторы личностного пове­дения, которые измеряются по данной методике. Последняя определяет поведенческие реакции лич­ности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (т. е. ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущения субъек­тивной непреодолимости барьера). По этой методи­ке выявляются следующие психологические харак­теристики: 3 типа реакций, 3 направленности, коэффициент конформности, формула поведения в стрессовых ситуациях, тенденции развития пове­дения с течением времени. Для типов направленно­сти реакций CGR есть стандарты (приложение 2).

Доминантный тип реагирования (OD) определя­ет степень внутреннего напряжения (переживания) личности, возникающего в стрессовых и фрустри — рующих ситуациях. Чем выше по сравнению со стандартной величиной OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочув­ствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый.

Самозащитный тип реагирования (ED) опреде­ляет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее лич­ность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уро­вень самообладания, чаще колебания в принятии решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким ED часто проявляются агрессивность, бестакт­ность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризу­ются противоположными вышеперечисленными качествами.

Это

Упорствующий тип реагирования (NP) Степень адекватности реагирования и самостоятель­ность разрешения стрессовой, фрустрирующей си­туации. Чем выше этот показатель по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет само­стоятельность и тем адекватнее воспринимает си­туацию, реагирует на раздражители.

Это

Экстрапунитивная направленность (Е) Направленность реакций личности вовне, на окру­жающих. Субъект, обладающий высокой Е, требо­вателен к окружающим, стремится подключить к разрешению ситуации других, часто агрессивен. Сочетание Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отношениях к людям. По­ложительным в преобладании развития Е (да и ED) является значительный негативный заряд в отно­шениях.

Интропунитивная направленность (I) Означает направленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоятельно разрешить ситуацию; признание своей вины. Высокой I соответствует самокритичность. Низкая I, наоборот, соответству­ет демонстрации своей непогрешимости (или со­знательному сокрытию неуверенности), низкой требовательности к себе.

Импунитивная направленность (М) Выражает степень стремления разрешить ситуацию без жертв (чужих или своей), сглаживание остроты си­туации, деление вины на всех участников ситуа­ции. Часто М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику (время, ход событий разрешат проблемы), избегание кон­фликтов.

Коэффициент конформности (CGR) Означает степень подверженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, явля­ется мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии ре­шений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем силь­нее развиты противоположные качества — незави­симость, самостоятельность, оригинальность.

Следует отметить, что для благоприятной, эф­фективной адаптации в зависимости от вида, спе­цифики деятельности требуются и в разной степе­ни развитые качества.

Полный образец поведения Представляет собой формулу поведения личности в стрессовых и фруст — рирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет 2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совер­шенно одинаковых людей.

Тенденция поведения Количественно отражает динамику изменения показателей методики с тече­нием времени. Она отражает усиление или ослаб­ление той или иной психологической характерис­тики, выраженное в процентах.

Психологическое содержание методики Розен — цвейга позволяет выявить особенности личностно­го поведения в стрессовых и фрустрирующих си­туациях через определение:

Выраженности его типов;

Направленности;

Подверженности влиянию и давлению других людей (конформности);

Сформированности волевой саморегуляции;

Степени и характера эмоциональных проявле­ний в стрессовых и фрустрирующих ситуациях бытового общения;

Степени самостоятельности и адекватности реа­гирования;

Изменения всех этих показателей с течением времени.

Методика Розенцвейга дает возможность также прогнозировать поведение личности в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, так как выявляет ти­пичные для этой личности тенденции поведения и коммуникации.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

ПроцеАУра и правила обследования личности или малой группы

Подготовительный этап включает в себя приве­дение инструментария в рабочее состояние, подго­товку бланков опроса, представляемых стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у испытуемых. В начале опроса обязательным явля­ются:

1)

1) предупреждение испытуемого об обследовании, разъяснение его цели;

2) просьба о помощи в исследовании (в качестве испытуемого).

Затем проводится инструктаж, в котором сооб­щается следующее: «Ваше участие в исследовании будет заключаться в ответе на вопрос, который произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдум­чиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете, а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотре­ния картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и вре­мя, затраченное на него».

Как показывает практика, на ответы затрачивает­ся от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа — 15 мин.

Проводящий обследование должен: обязательно расположить собеседника к себе посредством:

А) правильной, адекватной его оценки в момент знакомства и организации обследования;

Б) правильного выбора своего поведения по от­ношению к конкретному испытуемому. Ни в коем случае не ведите себя однотипно со всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась игра в поведении;

В момент, предшествующий беседе, необходимо учесть пол, возраст, должностное положение, опыт испытуемого, сведения о нем из разных ис­точников (полученные вами ранее), его настрое­ние, черты характера, замеченные вами при пер­вом наблюдении за ним;

Хорошо знать на память содержание и последо­вательность ситуаций, четко — инструкцию, на­изусть — ключ к обработке полученной инфор­мации;

Вести наблюдение за реакциями испытуемого во время ответа на стимульные ситуации.

Правила интерпретации И обработки информа­ции.

1. Невозможно интерпретировать правильно, не владея тем, что описано в п. 3 (см. выше) обязанно­стей специалиста в данном обследовании.

2. Следует стремиться не более чем к 2-сложной интерпретации каждого ответа.

2)

3)

4)

3. Интерпретатор-психодиагност: записывает символы, обозначающие какой-ли­бо ответ, на бланке ответа;

Затем заполняет таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого их символов, затем их сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали должна равняться 22);

По таблице, данной в бланках, переводит полу­ченные суммы в проценты;

Записывает в символах полный образец поведе­ния по убыванию количественной представлен­ности каждого символа;

Сверяет по ключу для подсчета CGR количество совпадений с ключом, затем переводит их в про­центы;

Подсчитывает тенденции. Для этого считает встречаемость символа (е, i, m, E, E, I, I, M, E’, I’, M’) в первой половине ситуаций (до 13-й, включая 12-ю ситуацию) и во второй половине. Затем из большего числа вычитает меньшее с сохранением знака, делит разницу на сумму встречаемости это­го символа и переводит полученное число в про­центы (приложение 3).

4. Обязательна интерпретация не только каждо­го показателя в отдельности, но и в комплексе, гар-

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Монии. Это важно, так как используется и в резуль­тирующей беседе, и в психокоррекционной, и в раз­вивающей работе с испытуемым.

Ознакомление испытуемого с результатами опроса.

После обработки и интерпретации данных опроса необходимо ознакомить испытуемого с результатом.

1. Начинать ознакомление с результатами следу­ет с положительной информации (чтобы вызвать положительную установку на восприятие), затем переходить к тому, что относится к выявленным от­рицательным тенденциям поведения этого челове­ка в стрессовых ситуациях.

2. При ознакомлении шпаргалками (кроме блан­ка с цифрами) не пользоваться!

3. Перед беседой с испытуемым продумать логи­ку и последовательность рассказа, ответы на воз­можные вопросы.

4. Беседу проводить индивидуально, оптимистич­но, неторопливо, чтобы не сложилось впечатление, что вы хотите как можно быстрее избавиться от со­беседника; чтобы испытуемый смог понять и запом­нить ваш рассказ, почувствовал ваше внимание, ин­терес и знание дела, захотел участвовать в будущих опросах и способствовать опросу других людей.

Приложение 1

Тестовый материал к методике Розенцвейга

Л Мне очень А жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу.

Л Как обидно, Л что моя машина сломалась и вы опоздали из-за этого на поезд.

4.

‘ Вот уже третий А раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила неделю назад, но как только приношу их домой, они остана­вливаются.

Согласно библиотечным правилам вы можете брать одновременно только две книги.

Не слишком ли вы шумите?

Л Твоя подруга Л пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты сегодня не придешь.

Я понимаю, что вам нужен ваш плащ, однако вы должны подождать до обеда, пока не придет заведующий.

Простите, пожайлуста, значит, нас неправильно соединили.

12.

Вы лжец! Вы сами это знаете!

Если это не твоя шляпа, то, вероятно, Петров по ошибке взял ее, а свою оставил здесь.

Я не могу сейчас вас принять, хотя вчера мы об этом и условились.

Я хотела бы знать, почему она нас не пригласила.

15.

Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр.

Л С человеком, Л которого вы обидели, вчера случилось несчастье, и он теперь лежит в больнице.

Она должна была быть здесь уже 10 минут назад.

Как нарочно, теперь ты потерял ключи.

Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать не смогу.

Вы не имели никакого права меня обгонять.

<""217

Ф. И. О.

1. CGR подсчитывается сравнением ответов с ключом CGR (по Тарабриной), затем число совпадений удваивает­ся и полученное переводится в проценты по таблице.

2. Тенденции считаются так:

1) подсчитывается встречаемость символов (Е’, М и т. д.) до 13-го пункта (ситуации);

2) затем после пункта 13;

3) от первого числа отнимается второе и частное делится на их сумму;

4) затем числовые значения переводят в проценты по таблице.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago