Разработана В. П. Захаровым на основе опросника А. Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.
Инструкция: Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из 3 утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все 3 утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком « + » под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно 2 руководителей или более, сравните их между собой по приведенным 3 утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или 1 утверждение, характеризующее 2 или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками:
«*»; « + »;
« —». Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов.
Тест опросника
1.
А. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
Б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
В. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2.
А. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
Б. Приказывает так, что хочется выполнить.
В. Приказывать не умеет.
3.
А. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
Б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
В. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4.
А. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
Б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
В. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
5.
А. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
6. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
В. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6.
А. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
Б. Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть этого.
В. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.
А. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
Б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
В. Руководитель единолично принимает или отменяет решения.
8.
А. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
Б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
В. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9.
А. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
Б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
В. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.
А. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
Б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
В. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
15.
А. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
Б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
В. Не может влиять на дисциплину.
16.
А. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
Б. С руководителем работать интересно.
В. Подчиненные предоставлены самим себе.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Оценивает(ют)ся:
11.
А. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
Б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
В. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12.
А. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
Б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
В. Он не может действовать сам, а ждет подталкивания со стороны.
13.
А. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
Б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
В. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.
А. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
Б. Очень строго контролирует работу коллектива в целом.
В. Контролирует работу от случая к случаю.
Интерпретация
Директивный компонент — Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент пассивного вмешательства — П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент — К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой
Работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
1) Определенность раскрывает структуру интересов к различным аспектам своей деятельности;
Осознание целей организаторской деятельности;
2) Осознанность
3) Целеустремленность — приоритет мотивов организаторской деятельности;
Но отражать психологические особенности коллектива;
Способность глубоко и пол
Способность соблюдать чув-
Ключ
Ство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений;
Людей, активизировать их деятельность, найти
Способность увлечь за собой
1
2
3
4
5
6
7
8
Д д к д п к п к
К к п п д д к п
П п д к к п д д
9
10
11
12
13
14
15
16
Д к п д п к к д
К п д к к д д к
П д к п д п п п
Наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения;
Способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации;
8) Критичность
Способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм;
Способность брать на себя
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…