Предназначается для оценки логического мыш­ления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло­гические посылки, в которых буквы находятся в ка­ких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся меж­ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше­ния 5 минут.

Инструкция: Вам предложены 18 логических за­дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре­шения задач — 5 минут.

Стимульный материал

Таблица 49

Продолжение таблицы 49

1. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А

5. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 7 раз А В

2. А меньше Б в 10 раз Б больше В в 6 раз

В А

3. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 6 раз

4. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза

9. А меньше Б в 10 раз Б больше В в 3 раза

В А

10. А меньше Б в 2 раза Б больше В в 8 раз

А В

11. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза

В А___________________

12. А больше Б в 2 раза Б меньше В в 5 раз

А В

13. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 6 раз

В А

Оценка производится по количеству правильных ответов. Норма взрослого человека — 10 и более.

6. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 12 раз

7. А больше Б в 6 раз Б больше В в 7 раз А В

8. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 5 раз

В А

14. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 2 раза

А В

15. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза

В А

16. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 3 раза

А В___________________

17. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 7 раз

В А

18. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 5 раз

А В

Ключ

1. В < А

7. А < В

13. В < А

Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.

2. А < В

8. В < А

14. А < В

3. В > А

9. В > А

15. В < А

МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»

4. В < А

10. А > В

16. А < В

5. А > В

11. В < А

17. В > А

6. В > А

12. А < В

18. А > В

МЕТОДИКА «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»

Методика оценивает логический аспект мышле­ния. Обследуемые должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостаю­щие числа. Время выполнения

5 минут.

Инструкция: вам предъявлены 7 числовых ря­дов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы

5 минут.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 ——- 7

2) 1 4 9 16 ——- 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19———

4) 1 3 6 8 16 18 76 78

5) 7 16 9 5 21 16 9 — 1

6) 2 4 8 10 20 22 ——- 92 94

7) 24 22 19 15 — —

Методика предназначена для определения пространственных представлений. Поскольку су­ществуют статистически значимые корреляции показателей пространственного представления с уровнем логического мышления, методика ре­комендована для косвенной оценки уровня логи­ческого мышления. Методика используется с це­лью профотбора.

Содержание методики: обследуемому предла­гается на бланке 25 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С—В, С—3, Ю—В, Ю—3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то дру­гое направление, определить которое относи­тельно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуе­мый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направле­ния. Перед началом обследования, объяснив за­дачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С—Ю нельзя.

Время выполнения задачи

Обработка

5 минут.

Ключ

1) 12 9;

2) 25 36;

3) 13 20;

4) 36 38;

5) 13;

6) 44 46;

7) 10 4.

Результаты обследования обрабатываются с помо­щью ключа. Определяются следующие показатели: общее количество просмотренных компасов — производительность (Р);

Время выполнения задания (Т);

Количество ошибок (число неправильно отмечен­ных компасов) (n);

Относительная частота неправильных ответов (n / p);

Скорость работы:

P-n Т

Комп./мин .

Стимульный материал к методике «Компасы»

Коэффициент успешности (А):

C-W с-но

■S,

Где С — число всех компасов, отмеченных испытуе­мым; W — число неправильно отмеченных компа­сов; O — число компасов, которое следовало отме­тить; S — общее число просмотренных компасов.

Таблица 50

Баллы

Ключ

Производите­льность

Баллы

Производите­льность

До 7

7—11

11 — 15

16—20

21—24

10

25—29

30—36

37—46

47—49

50

МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуаль­но, так и в группе.

Содержание методики: обследуемому предлага­ется на бланке 20 пар слов, отношения между кото­рыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соот­ветствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин. Оценка производится по количеству правиль­ных ответов.

Стимульный материал

Шифр

1. Овца — стадо

4. Свет — темнота

2. Малина — ягода

3. Море — океан

5. Отравление — смерть

6. Враг — неприятель

1. Испуг — бегство

2. Физика — наука

3. Правильно — верно

4. Грядка — огород

5. Пара — два

6. Слово — фраза

7. Бодрый — вялый

Инструкция: В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, име­ют какое-то отношение к стоящему перед скобка­ми. Выберите только 2 и подчеркните их.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бро­сающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

8. Свобода — воля

9. Страна — город

Стимульный материал

10. Похвала — брань

11. Месть — поджог

12. Десять — число

13. Плакать — реветь

14. Глава — роман

15. Покой — д^1хание

16. Смелость — геройство

17. Прохлада — мороз

18. Обман — недоверие

19. Пение — искусство

20. Тумбочка

Шкаф

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, ве­лосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бу­мага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago