МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ НЕ­ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Психологи традиционно выделяют в структуре процесса общения 2 уровня коммуникации — вер­бальный и невербальный. Последний рассматрива­ется как важнейшая составляющая данного про­цесса. К сфере невербального общения относятся жесты, мимика и другие двигательные проявления людей, их пространственное расположение отно­сительно друг друга, использование голоса и инто­нации, общее время взаимодействия и оформление своей внешности.

Важное значение имеют ольфакторные и так­тильные проявления участников коммуникации. Ю. Н. Емельянов отмечает, что эти коды выступа­ют средствами общения и межличностных отно­шений.

Основными характеристиками невербальных средств общения являются движение, простран­ство и время. Физическая организация, строение и динамика тела образуют так называемый язык тела. Подструктурами последнего являются кине — сика, такесика, просодика и экстралингвистика. К кинесике относится весь диапазон зрительно воспринимаемых и коммуникативно значимых движений человеческого тела. Важным компонен­том языка тела является статическая экспрессия, основанная на физических характеристиках внеш­него облика человека и особенностях оформления внешности.

Характеристики голоса являются важными средствами общения. К ним относятся просодиче­ские и экстралингвистические явления. Просодика включает ритмико-интонационные стороны речи: темп, тембр, высоту, громкость голоса, фазовое и лексическое ударение, акцент. Экстралингвис­тика — это включение в речь пауз, покашливаний, плача, смеха, вздохов и т. п. Совокупность тактиль­ных проявлений человека в процессе коммуни­кации (прикосновения, рукопожатия, похлопы­вания, объятия, поцелуи и др.) образует еще одну подструктуру невербальных средств общения — такесику.

Методика экспертной

Предлагаемая далее оценки невербальной коммуникации— разработа­на А. М. Кузнецовой. Несколько экспертов (пред­полагается в их в качестве привлекать одного из ро­дителей, друга и самого оцениваемого) с помощью приведенного опросника оценивают невербальные проявления человека. Каждый вопрос имеет 4 ва­рианта ответа, и каждому варианту приписывается определенный балл (от 1 до 4). Методика дает воз­можность диагностировать 3 параметра невербаль­ного общения.

Подсчет результатов

1. Общая оценка невербального репертуара че­ловека с точки зрения его разнообразия, гармонич­ности, дифференцированности 12, 15, 17.

Вопросы 1, 5, 8,

Количественная оценка данного параметра мо­жет варьировать от +9 до —9 баллов.

2. Чувствительность, сензитивность человека к не­вербальному поведению другого (эксперта-наблю­дателя), способность к адекватной идентификации — вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20.

Количественная оценка варьирует от 28 до 7 баллов.

3. Способность к управлению своим невербаль­ным репертуаром адекватно цели и ситуации обще­ния — вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19.

Количественная оценка варьирует от 23 до 2 баллов.

Уровень развития каждой из описанных спо­собностей вычисляется как сумма баллов за отве­ты на соответствующие вопросы (за ответы на во­просы 5, 8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из 3 параметров). Для каждого испытуемого получают оценки трех экс­пертов, включая его самого. По каждому оценива­емому параметру находится среднее арифметиче­ское значение 3 экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития каждой из 3 выше описанных способностей субъекта к невербальной коммуникации. На осно­ве суммарных оценок по 3 анализируемым парамет­рам определяется общий показатель уровня разви­тия перцептивно-коммуникативных возможностей человека. Этот показатель может варьировать от 0 до 60 баллов. Далее проводится качественный ана­лиз структуры невербальной коммуникации тес­тируемого.

Методика

Инструкция: Постарайтесь по приведенным ниже вопросам выразить свое мнение о некото­рых особенностях поведения человека в общении с вами. На каждый из вопросов предлагается 4 ва­рианта ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который, на ваш взгляд, наиболее точно характе­ризует данного человека. Обведите в бланке отве­тов ту букву, которая соответствует выбранному вами ответу.

Вопросы

1. Считаете ли вы, что он (она) умеет хорошо до­полнять содержание своих слов неречевыми средст­вами (мимикой, жестами, позой и т. д.)?

2. Понимает ли он (она) ваши эмоции по выраже­нию вашего лица?

3. Может ли он (она) найти подходящие интона­ции голоса для выражения своих чувств и отноше­ний к другим людям?

4. Считаете ли вы, что он (она) умеет правильно понимать значение ваших взглядов (проявление симпатии, интереса, привлечение внимания, про­явление волнения и др.)?

5. Считаете ли вы что у него (нее) бывают лиш­ние жесты и движения, когда он (она) старается выразить свои мысли и чувства?

6. Умеет ли он (она) сдерживать проявление своих отрицательных эмоций и отношений?

7. Как вы считаете, реагирует ли он (она) на изме­нения вашего голоса (на проявление иронии, вол­нения и т. п.)?

8. Бывает ли, что его (ее) неречевое поведение не соответствует тому, о чем он (она) говорит?

9. Умеет ли он (она), по вашему мнению, выра­жением глаз и взглядом проявить внимание к дру­гим людям, приветливость, заинтересованность?

10. Как вы считаете, может ли он (она) управлять своей мимикой во время конфликтной ситуации?

11. Отличается ли его (ее) мимика выразитель­ностью, разнообразием, гармонией?

12. Есть ли у него (нее) позы или движения, не­привлекательные с вашей точки зрения?

13. Использует ли он (она) мягкие, доверитель­ные интонации, чтобы снять у других напряже­ние, вызвать на откровенность, расположить к себе?

14. Умеет ли он (она) по изменению вашей поход­ки, позы определить ваше самочувствие, настрое­ние, состояние?

15. Может ли он (она) передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций, используя различные нерече­вые средства поведения?

16. Умеет ли он (она) достаточно тонко и понят­но показать через мимику свое доброжелательное отношение к другим?

17. Можно ли сказать, что по его (ее) вырази­тельному поведению легко понять, какие он (она) испытывает чувства к окружающим?

18. Может ли он (она) понять ваше отношение к нему, даже если вы не демонстрируете его спе­циально?

19. Бывает ли он (она) скован в движениях и жестах, зажат, когда попадает в непривычную, незнакомую ситуацию?

20. Как вы считаете, понимает ли он (она), когда вы огорчены, расстроены, не расположены к обще­нию?

БЛАНК ОТВЕТОВ

Дата _

Ф. И. О.

А — «всегда»;

Б — «часто»;

В — «редко»;

Г — «никогда».

1

Т

Т

Т

То

‘ТГ

12

13

34

ЗЗ

Зб

33

33

33

20

А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А

Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б

В Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б

Г Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago