Система ценностей ориентаций определяет со­держательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу миро­воззрения и ядро мотивации жизненной активно­сти, основу жизненной концепции и философии жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориента­ций М. Рокича, основанная на прямом ранжирова­нии списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класса ценностей:

1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные. Убеждение в том, что ка­кой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуа­ции.

Это деление соответствует традиционному де­лению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавит­ном порядке, либо на карточках. В списках испы­туемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значи­мости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляет­ся набор терминальных, а затем набор инструмен­тальных ценностей.

Инструкция. Сейчас вам будет предъявлен на­бор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ва­ша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководст­вуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной кар­точке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимо­сти ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточка­ми. Наименее важная останется последней и зай­мет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете испра­вить свои ответы, поменяв карточки местами. Ко­нечный результат должен отражать вашу истин­ную позицию.

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоцио­нальная насыщенность жизни);

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здра­вый смысл, достигаемые жизненным опытом);

Здоровье (физическое и психическое);

Интересная работа;

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

Любовь (духовная и физическая близость с лю­бимым человеком);

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

Наличие хороших и верных друзей;

Общественное признание (уважение окружаю­щих, коллектива, товарищей по работе);

10) познание (возможность расширения своего об­разования, кругозора, общей культуры, интел­лектуальное развитие);

11) продуктивная жизнь (максимально полное ис­пользование своих возможностей, сил и способ­ностей);

12) развитие (работа над собой, постоянное физи­ческое и духовное совершенствование);

13) развлечения (приятное, необременительное вре­мяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15) счастливая семейная жизнь;

16) счастье других (благосостояние, развитие и со­вершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17) творчество (возможность творческой деятель­ности);

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, сво­бода от внутренних противоречий, сомнений).

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

Список Б (инструментальные ценности): Аккуратность (чистоплотность), умение содер­жать в порядке вещи, порядок в делах;

Воспитанность (хорошие манеры);

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

Жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность);

Независимость (способность действовать само­стоятельно, решительно);

Непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не от­

Ступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, уме­ние прощать другим их ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);

17) эффективность в делах (трудолюбие, продук­тивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

Достоинствами методики являются универсаль­ность, удобство и экономичность в проведении об­следования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существен­ными ее недостатками являются влияние социаль­ной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют моти­вация диагностики, добровольный характер тести­рования и наличие контакта между психологом и ис­пытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, ко­торые дают дополнительную диагностическую ин­формацию и позволяют сделать более обоснован­ные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, от­вечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, со­вершенный во всех отношениях?

4. Как сделали бы это, по вашему мнению, боль­шинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6. …через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обра­тить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абст­рактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инстру­ментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценно­сти дела; индивидуалистические и конформист­ские ценности, альтруистические ценности; ценно­сти самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективно­го структурирования системы ценностных ориента­ций. Психолог должен попытаться уловить индиви­дуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы цен­ностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago