МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)

Данная экспериментально-психологическая мето­дика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень

Субъективного контроля над разнообразными жиз­ненными ситуациями и пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т. д. Разработана в НИИ им. Бехтерева.

Впервые подобные методы были апробированы в 1960-х гг. в США, наиболее известный — шкала локуса контроля Д. Роттера, основанная на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны 2 полярных типа такой локализации: экстернальный и интерналь — ный. В первом случае человек полагает, что проис­ходящие с ним события являются результатом дей­ствия внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значи­мые события как результат своей собственной дея­тельности. Любому человеку свойственна опреде­ленная позиция на континууме, простирающемся от экстернальному к интернальному типу.

2. Локус контроль, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам собы­тий и ситуаций, с которыми ему приходится стал­киваться.

Один и тот же тип контроля характеризует пове­дение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров лично­сти с экстернальностью — интернальностью. Кон­формное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интер — налы же менее склонны подчиняться давлению дру­гих, сопротивляются, когда чувствуют, что ими мани­пулируют. Они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интервальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экс — терналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по спосо­бам интерпретации разных социальных ситуаций, по способам получения информации и по механиз­мам их объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно лучше осведомлены о ситуа­ции, чем экстерналы. В одинаковой ситуации ин — терналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интер — налы чаще избегают ситуационных объяснений по­ведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность — экстернальность с межличностными отношения­ми, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, про­являют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной само­оценкой, с большей согласованностью образов ре­ального и идеального Я. У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по от­ношению к своему здоровью: они лучше инфор­мированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профи­лактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, депрессией, психическими заболеваниями.

Интерналы предпочитают недирективные мето­ды психокоррекции; экстерналы субъективно бо­лее удовлетворены поведенческими методами.

Все это дает основания полагать, что выделе­ние личностной характеристики, описывающей, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и в какой — пассивным объектом действия других людей и внеш­них обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способ­ствовать дальнейшему изучению проблем приклад­ной психологии личности.

Описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недос­таточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социаль­ных ситуаций. Особенности субъективного контро­ля, в частности, могут изменяться у человека в зави­симости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля перс­пективнее строить не как одномерную характе­ристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Д. Роттер в него включены пункты, изме­ряющие экстернальность — интернальность в меж­личностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.

( — 3, —2,

Для увеличения спектра возможных примене­ний опросника он сконструирован в 2 вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследователь­ских целей, требует ответа по 6-балльной шкале 1, +1, +2, +3), в которой ответ « + 3» означает «полностью согласен», « — 3» — «совер­шенно не согласен с данным пунктом». Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согла­сен».

Текст опросника

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая; если уж суждено забо­леть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окру­жающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства, родители и благо­состояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует дей­ствия подчиненных, а не полагается на их само­стоятельность.

10. Мои отметки в школе чаще зависели от слу­чайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то в общем верю, что смогу их осуществить.

12. То, что многим людям кажется удачей или ве­зением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспиты­вают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важ­ной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую ви­ну за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь людей зависит от стечения обстоя­тельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение об­стоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов за плохое управление орга­низацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изме­нить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если очень захочу, я смогу расположить к се­бе любого.

28. На подрастающее поколение влияет так мно­го разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — дело моих рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами со­бой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто оста­ются непризнанными, несмотря на все его стара­ния.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42.Способные люди, не сумевшие реализовать своих возможностей, должны винить в этом только самих себя.

43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произо­шло от незнания или лени и мало зависело от везе­ния или невезения.

1. И

О

11

12

13

15

16

17

19

20

22

25

27

29

31

32

34

36

37

10

14

18

21

23

24

26

29

30

33

35

38

3. И,

20

31

42

44

24

33

38

40

41

4. И,

16

20

32

37

14

26

28

41

5. И

+

19

Обработку заполненных ответов следует прово­дить по приведенным ниже ключам, суммируя от­веты на пункты в столбцах « + » со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «—» с обратным знаком.

Как показали исследования, ответы на все пунк­ты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15 % случаев. Результаты заполнения опросника отдель­ным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц и могут быть наглядно представ­лены.

Показатели опросника УСК организованы (в со­ответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности) таким образом, что включают в себя обобщенный показатель инди­видуального УСК, инвариантный к частным ситуа­циям деятельности, 2 показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.

39

42

44

2. И

40

41

43

22

25

42

6. И

•м

10

30

+

12

15

27

32

36

37

14

26

43

27

7. И

38

+

13

34

23

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми зна­чимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было ре­зультатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уров­ню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимы­ми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полага­ют, что большинство их являются результатом слу­чая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (ИД). Высокие показатели по этой шкале соответ­ствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в буду­щем. Низкие показатели по шкале Ид свидетель­ствуют о том, что человек приписывает свои успе­хи и достижения обстоятельствам

Везению,

Счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по от­ношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого се­бя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответствен­ность за подобные события другим людям или счи­тать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокие показатели ИС Означают, что человек считает себя ответственным за собы­тия, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производ­ственных отношений (Ип). Высокий ИП Свидетель­ствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной произ­водственной деятельности, в складывающихся от­ношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый скло­нен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по ра­боте, везению или невезению.

6. Шкала интернальности в отношении здо­ровья и болезни (Из). Высокие показатели ИЗ Сви­детельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низ­ким Из считает болезнь результатом случая и наде­ется, что выздоровление придет в результате дей­ствий других, прежде всего врачей.

С), склонен к неформальному поведению

Оз) и высокая

Валидность шкал УСК демонстрируется их свя­зями с другими характеристиками личности, изме­ренными при помощи личностного опросника Кэт — тела. Человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следстви­ем обстоятельств) эмоционально неустойчив (фак­тор (фактор —G), малообщителен (фактор +О1), у него плохой самоконтроль (фактор

О2), высоким самоконтролем (фактор

Напряженность (фактор +О4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упор­ством, решительностью ( + G), общительностью (фактор + О5) и сдержанностью (фактор —О4).

Интеллект (фактор В) и многие факторы, свя­занные с экстраверсией

Интраверсией, не кор-

Релирует ни с ИО, ни с ситуативными характери­стиками субъективного контроля.

Субъективный контроль над позитивными со­бытиями (достижениями, успехами) в большей сте­пени коррелирует с силой (фактор +С), самоконт­ролем (фактор (факторы +A;

-Q3), социальной экстраверсией О2), чем субъективный контроль

М), чем люди с сильным

Над негативными событиями (неприятностями, не­удачами). Кроме того, люди, не ощущающие ответ­ственности за неудачи, чаще оказываются более практичными (фактор контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными собы­тиями.

Тест предназначен для индивидуального и груп­пового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социаль­но-психологических и медико-психологических проблем. Уровень субъективного контроля повы­шается в процессе психокоррекционного воздей­ствия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психоло­гической коррекции.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago