ITEM-анализ включал в себя:
1) Исследование трудности утверждений. Опросник «Алкогольная анозогнозия» не содержит утверждений высокой трудности. Субшкалы 2 (НС) и 3 (НЗ) не содержат утверждений низкой трудности; все утверждения, относящиеся к ним, имеют средний уровень трудности. Все остальные субшкалы содержат в своем составе утверждения как средней, так и низкой трудности. При содержательном анализе утверждений, имеющих низкую трудность, выявлено, что, как правило, они представляют собой положения, которые формально и достаточно легко признаются больными.
Примечание. Под трудностью утверждений понимается, насколько часто утверждение принимается или отвергается респондентом. Для удобства расчета вычисляется процент согласия по каждому утверждению, при этом обратные утверждения переведены в прямые. Низкий уровень трудности предполагает, что частота согласия с утверждениями данной группы превышает 80%. Диапазон частоты согласия с утверждениями 20 — 80% соответствует среднему уровню трудности утверждений. К группе утверждений с высоким уровнем трудности относятся те, частота согласия с которыми не превышает 20%.
2) Определение дифференцирующей силы каждого утверждения. Были получены:
А. Статистически значимые положительные корреляционные связи между значениями каждого утверждения опросника с суммарным показателем соответствующей субшкалы. Условие выполнено для субшкал 2 (НС), 3 (НЗ), 4 (НПЗ), 5 (ЭНЗ), 6 (НТ), 7 (НТ) (табл. 3).
Только одно утверждение — № 34 — из первой субшкалы (НИ) имело нулевую корреляцию с общим значением по этой субшкале (все остальные утверждения коррелируют в диапазоне 0,44 — 0,72). Утверждение № 34 не исключено в связи с тем, что может иметь диагностическое значение при изучении других контингентов больных алкогольной зависимостью.
Б. Каждое утверждение опросника больше коррелировало с общим показателем по субшкале, в составе которой оно находится, чем с шестью другими общими показателями по остальным шести субшкалам.
3) Изучение внутренней согласованности (альфа Кронбаха). Внутренняя согласованность — это степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемого психологического свойства. При этом наиболее эффективным средством измерения надежности на основе согласованности показателей является коэффициент Альфа Кронбаха. Значения коэффициента Альфа Кронбаха для субшкал опросника представлены в табл. 6. Полученные данные свидетельствуют о том, что внутренняя согласованность субшкал
Разработанного опросника достаточна. Таким образом, субшкалы опросника имеют внутренне согласованную структуру, а результаты ITEM-анализа могут быть оценены как удовлетворительные.
Таблица5
Корреляции между общим значением по субшкалам опросника «Алкогольная анозогнозия» и каждым из утверждений (n = 106)
2
1НС1
Номер Субшкалы Диапазон корреляции между каждым пунктом субшкалы и общим значением по этой субшкале
1 (НИ)
3 (НЗ)
4 (НПЗ)
5 (ЭНЗ)
6 1НЛ)
7 {НТ)
(0)0,440,72
0,610,76
0,760,80
0,340,60
0,390,70
0,400,74
0,280,67
Коэффициент корреляции Спирмена p < 0,001.
№ субшкалы
Альфа Кронбаха
Значения Альфа Кронбаха для субшкал опросника «Алкогольная анозогнозия» (n = 106)
1
1НИ1
0,56
2 1НС1 0,77
3 1НЗ1 0,79
4 (НПЗ) 0,68
5 (ЭНЗ) 0,67
6 1НЛ) 0,55
7 1НТ1 0,73
Для всех субшкал опросника были определены средние значения (Приложение 1). Затем все субшкалы разрабатываемого опросника были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Установлено, что распределение по всем субшкалам не носило нормального характера, в связи с чем произведена процедура принудительной нормализации с использованием Q-приведения (см. табл. 1: Перевод сырых баллов опросника «Алкогольная анозогнозия» в шкальные).
Средние эмпирические значения субшкал опросника
1. Неинформированность — 88% всех заполнивших опросник (93 испытуемых) дали ответы, находящиеся в среднем диапазоне (6 — 11 баллов). Наиболее чувствительными были утверждения № 46 «Алкоголизм — это не болезнь, а скорее слабоволие» и № 44 «Если после лечения долго не употреблять алкоголь, то после такого перерыва опять можно вернуться к умеренному употреблению алкоголя — без последствий и проблем». На первое из них 60% ответов были значимыми, на второе — 70% респондентов также дали ано — зогностический ответ и приблизительно столько же ответили «не уверен». На утверждение № 38 «Зависимый от алкоголя человек не может контролировать дозу употребляемого им алкоголя» 37% больных дали ответ «не уверен». Утверждение № 34 «Алкоголизм является болезнью» оказалось малочувствительным — 97% больных дали положительный ответ. Следовательно, в сознании больных уживаются два противоположных убеждения: почти все больные высказывают вербальное согласие с тем, что алкоголизм является болезнью, при этом 60% одновременно считают его слабоволием. На утверждение № 41 «Потребность в алкоголе на следующий день после выпивки — признак алкоголизма» 15% ответов являлись анозогностическими, 90% ответили «не уверен». Таким образом, по субшкале «Неинфор — мированность» в среднем ее диапазоне доминировали представления о том, что алкоголизм не является заболеванием и существует возможность контролированно употреблять алкоголь.
2. «Непризнание симптомов». 76% заполнивших опросник (81 испытуемый) дали ответы, находящиеся в диапазоне 4 — 6 баллов, причем у 59% (48 человек) из них общий балл равнялся четырем, что соответствовало незначимым («правильным», «неанозогностическим») ответам на все утверждения. То есть наблюдалось полное вербальное признание симптомов заболевания значительной части обследованных. Общий балл «5» достигался за счет выбора ответа «не уверен» на какое-либо из утверждений при «неанозогности — ческих» ответах по всем остальным утверждениям. Чаще всего выбирались ответы «не уверен» по утверждениям № 2 «Если я начинаю пить, мне зачастую бывает трудно остановиться» и № 16 «Я всегда, когда хочу этого, могу контролировать дозу употребляемого алкоголя», то есть по утверждениям, нацеленным на выявление утраты контроля за потреблением алкоголя. Верхняя граница среднего диапазона субшкалы достигалась главным образом за счет выбора неуверенных ответов приблизительно у 40% испытуемых о наличии у них потребности в опохмелении и уверенности у 36% больных в сохранности контроля за дозой алкоголя.
3. «Непризнание заболевания». Особенностью полученного результата является то, что по данной субшкале выделяются 2 уровня шкальных оценок — отсутствие или наличие анозогнозии. 36% респондентов ответили «неанозогности — чески» на все утверждения субшкалы. Остальные 64% испытуемых (68 человек) дали ответы, находящиеся в среднем диапазоне 5 — 12 баллов. Все утверждения данной субшкалы имели достаточно высокое диагностическое значение, более чем половина опрошенных дали значимые ответы. Таким образом, большинство алкогользависимых пациентов не признавали себя больными алкоголизмом, считали, что родственники и врачи напрасно преувеличивают зависимость от алкоголя.
4. «Непризнание последствий заболевания». 70% от всех заполнивших опросник (74 испытуемых) дали ответы, находящиеся в среднем диапазоне (10 — 17 баллов). Характерными особенностями данного диапазона были: вербальное признание ухудшения психического и физического здоровья из-за употребления алкоголя (утверждение № 19) у 89% респондентов, также 93% пациентов сообщали о том, что употребление алкоголя плохо влияет на отношения в семье (утверждение № 1). На сходные по смыслу утверждения № 26 «Мое здоровье не пострадало из-за моего употребления алкоголя» и № 17 «Из-за моих выпивок не страдает никто из моих родных», сформулированные в прямом виде, незначимые ответы дали 74% и 58% респондентов соответственно. Утверждения, за счет которых главным образом достигалось нарастание общего балла в среднем диапазоне: № 6 «Из-за употребления алкоголя я совершаю поступки, не совместимые с моими принципами» — 39% дали значимые ответы и 14% — ответы «не уверен»; утверждение № 4 «Мои выпивки не отражаются плохо на моей работе» — значимо
Ответили 27% респондентов. Таким образом, средний уровень характеризуется формальным признанием физических, психических и семейных последствий алкоголизации при недостаточном понимании отклонений в поведении, в морально-этической и профессиональной сфере.
5. «Эмоциональное непринятие заболевания». 68% всех заполнивших опросник (72 испытуемых] дали ответы, находящиеся в диапазоне 8 — 12 баллов, из них не менее 80% опрошенных давали незначимые ответы на утверждения № 32 «Меня тревожит, что я попал в зависимость от алкоголя», № 35 «Я огорчен конфликтами в семье и на работе, возникшими из-за моей алкоголизации», № 42 «Я огорчен тем, что попал в зависимость от алкоголя», № 45 «Меня тревожат проблемы в семье и на работе, которые вызваны моей алкоголизацией». Большую диагностическую значимость имели утверждения № 36 «Я не доволен тем, что родные и врачи считают меня больным алкоголизмом» и № 37 «Меня раздражает, что близкие мне люди требуют уменьшить или прекратить пьянство», нацеленные на выявление эмоциональной реакции недовольства (дисфории]. Значимые ответы по данным утверждениям были получены в 36% и 31% случаев соответственно, ответы «не уверен» — в 29% и 31% случаев соответственно. Следовательно, больные легко соглашались с наличием у них озабоченности в связи с наркологическим заболеванием и его последствиями, но одновременно у респондентов регистрировалось недовольство в связи с признанием ближайшим окружением их алкогольза — висимыми и требованиями отказа от алкоголя.
6. «Несогласие с лечением» 86% всех заполнивших опросник (91 испытуемый] дали ответы, находящиеся в диапазоне 5 — 8 баллов, причем у 55% (50 человек] из них общий балл равнялся пяти, что соответствовало незначимым («неано — зогностическим»] ответам на все утверждения. То есть у большей части больных наблюдались полное вербальное согласие с необходимостью наркологического лечения и правильное понимание причин попадания в стационар. Нарастание балла главным образом происходило за счет неуверенных и значимых выборов по утверждению № 23 «Я не нуждаюсь в лечении по поводу алкоголизма», сделанных в 20% случаев, а также за счет выбора ответов «не уверен» по двум утверждениям: № 31 «Пребывание в больнице поможет мне разрешить мои проблемы в семье и на работе, связанные с моей алкоголизацией» — у 34% испытуемых, и № 39 «Напрасно мои родные (близкие] уговорили меня обратиться за наркологическим лечением» — у 20% испытуемых. Таким образом, средний уровень анозогнозии по данной субшкале характеризуется сомнениями в необходимости и полезности наркологического лечения.
7. «Непринятие трезвости». По данной субшкале распределение ответов укладывалось в наибольшее количество шкальных оценок. 69% (73 испытуемых] всех заполнивших опросник дали ответы, находящиеся в среднем диапазоне 14 — 22. Вопросами низкой диагностической значимости являлись: № 8 «Цель моего лечения — добиться полной трезвости», № 12 «Мне необходимо полностью отказаться от алкоголя», № 21 «Я готов изменить свой образ жизни, чтобы поддерживать свою трезвость», № 28 «У меня есть серьезные причины сохранять полную трезвость», — на которые больные легко давали формальные, социально приемлемые ответы. Значимые («анозогностические»] ответы были получены в 21% случаев на утверждение № 5 «Я скорее нуждаюсь в некотором уменьшении выпивок, чем в полном отказе от них», в 41% — на утверждение № 13 «Я готов лечиться столько, сколько нужно, длительно контактировать с врачом, чтобы достичь трезвости». На последнее утверждение 21% респондентов ответили «неуверен». На утверждение № 25 «Сомневаюсь, что мне необходимо лечение, целью которого является полная трезвость» 22% респондента сделали выбор «не уверен», а в 19% случаев на это же утверждение был сделан значимый выбор — «согласен». Наибольшее диагностическое значение имело утверждение № 9 «Я не предвижу никаких трудностей в осуществлении своего желания бросить пить». Таким образом, выявлена тенденция со стороны пациентов к согласию с целями лечениями и подтверждению личной необходимости трезвости. Однако более детальный анализ этой установки с помощью вопросов, характеризующих устойчивость и определенность декларируемых больными решений, показал, что ответы обследованных больных скорее носят формальный характер и пациенты недооценивают сложность поддержания трезвости и не готовы к длительной работе над этой задачей.
Данные экспериментально-психологического обследования больных
По данным визуальной аналоговой шкалы ПВА, 92 (86,8%] больных алкогольной зависимостью не отмечали у себя влечение к алкоголю, 14 (13,2%] регистрировали влечение в диапазоне от 1 до 7 баллов (среднее значение равнялось 2,5 ±1,7 балла]. У 76 (71,7%] пациентов показатель атрибуции алкогольного заболевания был в диапазоне от 5 до 10 баллов (среднее значение 6,3 ± 1,5] то есть больные признавали у себя в той или иной мере наличие алкогольной зависимости. У 30 испытуемых (28,3%] значения атрибуции были менее 5 баллов (среднее значение 2,8 ± 1,25], то есть они помещали себя ближе к абсолютному трезвеннику, чем к «алкогользависимому».
При исследовании уровня алекситимии выявлено, что среднее значение по шкале TAS равняется 66,9 ± 9,4 балла и находится в диапазоне между показателем «алекситимичности» (74 балла и более] и «неалекитимичности» у пациентов (62 балла и менее]. То есть у обследованных выраженность алекситимии находится в промежуточном диапазоне.
При изучении субъективной модели алкоголизма с использованием опросника J. Petry выявлено, что в профиле «наивных моделей» у респондентов доминируют представления об алкогольной зависимости как о болезни (среднее значение 6,4 ± 2,7], меньше представлены «индивидуальная» (5,2 ± 2,2], «моралистическая» (4,9 ± 2,1] и «средовая» (3,4 ± 2,1] модели.
Исследование по методике MMPI показало повышение усредненного профиля по всем шкалам (Приложение 2]. Большинство показателей находится в интервале выше 60 баллов. Отмечаются высокие оценки по шкалам «психопатические проявления», «шизоидные особенности личности», «склонность к пониженному настроению» и «психастенические особенности личности». Высокая оценка по шкале «психопатические проявления» у пациентов с алкогольной зависимостью свидетельствует об их социальной дезадаптации, конфликтности, пренебрежении социальными нормами и ценностями. Повышенное значение шкалы «шизоидные особенности личности» говорит о наличии у обследованных слабого эмоционального ответа на события окружающей действительности и их отчужденности в межличностных отношениях. Высокие показатели по шкалам «психастенические особенности личности», «склонность к пониженному настроению» являются характерными для постабстинентного состояния, в котором были обследованы пациенты.
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…