ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Под мотивом понимается то, что побуждает дея­тельность человека, ради чего она совершается. МОТИВАЦИЯ занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать по­требности, интересы, влечения, эмоции, установ­ки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, а также отождествляет­ся с потребностью.

Плодотворным является изучение мотивов в свя­зи с исследованиями структуры человеческой дея­тельности и сознания. В рассматриваемом подходе мотив определяется как то, что в отражаемой чело­веком реальности побуждает и направляет его дея­тельность. В мотиве конкретизируются, опред­мечиваются потребности. Последние не только определяют собой мотив, но изменяются и обога­щаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Одновре­менно происходит развитие способов удовлетворе­ния потребностей. Особенно отчетливо роль моти­вации проявляется в формировании человеческих потребностей при возникновении мотивов, кото­рые не встречаются у животных и впервые появля­ются лишь в сообществе людей.

Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их отно­сительную независимость от глубинных инстинк­тивных влечений. Человек не марионетка в «ру­ках» инстинктов. Удовлетворение любого влечения всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоцио­нальные переживания определяют сферу мотива­ции, сколько развитие мотивов человеческой дея­тельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Если под мотивом понимается опредмеченная потребность, т. е. потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мо­тивов будут вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям челове­ка. В процессе развития мотивами становятся так­же предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей (мотивы-цели). Деятельность человека побуждается обычно несколькими мо­тивами, одни из которых являются основными, ве­дущими, а другие — подчиненными, иногда вы­полняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный и лич­ностный смысл.

Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаб­лять друг друга, вступать во взаимные противоре­чия и в противоречия с существующими возмож­ностями реализации действия. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представля­ет собой сложный акт, требующий анализа и оцен­ки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще и тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготов­ке и выполнении действий часто мотивы обнару­живают себя лишь после того, как соответствую­щее действие уже совершено.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении опре­деленной иерархии мотивов — в выделении глав­ных жизненных мотивов личности. Последние придают смысл частным различным проявлениям человеческой активности, они определяют основ­ное направление потока жизни субъекта в разно­образных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет опре­делить важнейшую характеристику человека — НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — через поня­тие мотива. Направленность личности можно рас­сматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность лич­ности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств. Направленность личности характе­ризуется ее интересами, склонностями, убеждения­ми, идеалами, в которых выражается мировоззре­ние человека.

Направленность личности определяет инициа­тивное поведение человека, побуждает разных ин­дивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и форматировать неслу­чайную последовательность целей. В содержании направленности можно выделить 2 основных обра­зования:

1) потребности и их модификации — мотивы, уста­новки, идеалы, мечты;

2) отношения личности и их модификации — внут­ренние позиции, убеждения, социальные оцен­ки и ожидания.

Сложность структуры направленности лично­сти определяет многообразие форм и способов диагностики этого важнейшего образования че­ловеческой психики. Используя разные методы, следует помнить, что далеко не все потребности и их модификации входят в структуру направлен­ности личности, а лишь те, которые обрели в процес­се становления личности характер самодвижения, саморазвития. Именно они побуждают и поддержи­вают инициативность, избирательность челове­ческого поведения. Не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее на­правленность, а лишь отношения, связанные с наи­более обобщенными мотивами деятельности инди­вида.

Совершенно верно подчеркивают авторы руко­водства по психодиагностике, что в содержании мотива можно выделить нечто специфическое, ин­дивидуально-неповторимое, определенное конк­ретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или яв­ление не более чем одна из возможных форм во­площения. Такое устойчивое предметное содержа­ние характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую.

Дж. Аткинсон предлагает рассматривать моти­вацию как единство личностных детерминант, т. е. устойчивых мотивов личности и характеристик не­посредственной ситуации (т. е. ситуативных детер­минант).

Мотивы общения с относительно устойчивым содержанием можно назвать обобщенными моти­вами в отличие от конкретных мотивов, предмет­ное содержание которых узкоспецифично. Обоб­щенные мотивы выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамиче­скими образованиями и при взаимодействии с си­туационными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в актуаль­ное, реально действующее. Активизация мотива создает определенную тенденцию действия — раз­ворачивается мотивационный процесс, направлен­ный на реализацию определенного мотивационного отношения этого мотивационного отношения. В хо­де реализации этого мотивационного отношения человек превращает исходную ситуацию в жела­тельную.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ

Мотивация достижения — стремление к улуч­шению результатов, неудовлетворенность достиг­нутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, ока­зывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Многочисленные исследования показали тес­ную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут ин­формацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в не­определенных ситуациях, проявляют настойчи­вость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуа­ции соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

«да» или «нет». Ответы, совпадающие

Измерить уровень мотивации достижения мож­но с помощью разработанной шкалы — небольшо­го теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 сужде­ний, по поводу которых возможны 2 варианта ответов с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

Суждения

1. Думаю, что успех в жизни скорее всего зави­сит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня в любом деле важнее не его исполне­ние, а конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близ­кими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем не­удач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовер­шенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу за­быть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее всего обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролиро­вали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает ме­ня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шан­сы невелики.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усилива­ется.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы ско­рее всего об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

В отличие от многих ранее описанных тестов — опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конк­ретный результат можно оценить с помощью сле­дующей таблицы (табл. 1):

Таблица 1

Уровень мотивации достижения Низкий

Средний

4 5 6 7

Высокий

9 10

Сумма баллов

2—9 10 11

12 13 14 15

16 17 18—19

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

ШКАЛА ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ

В отличие от мотивации достижения уровень мотивации одобрения — стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей — гораз­до меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет она на нечто другое, также весьма важное — на качество взаимо­отношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.

Определить уровень мотивации одобрения мы предлагаем с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суж­дений, на которые возможны 2 варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, ко­дируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 19) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Суждения

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-ни­будь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в сто­ловой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствую­щих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал вескую причи­ну, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью чело­века.

11. Иногда вместо того, чтобы простить челове­ка, я стараюсь отплатить ему тем же.

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

15. Перед длительной поездкой я всегда тща­тельно продумываю, что с собой взять.

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

17. Иногда меня раздражают люди, которые об­ращаются ко мне с просьбой.

18. Когда у людей неприятности, я иногда ду­маю, что они получили по заслугам.

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Код: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9,10, 11, 12, 16, 17, 18.

МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Метод незаконченных предложений применя­ется в экспериментально-психологической практи­ке давно. Существует множество его вариантов.

Мы предлагаем вариант этого метода, разрабо­танный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 неза­конченных предложений, которые могут быть раз­делены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противопо­ложного пола, к сексуальным отношениям, к выше­стоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родите­лями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

«На бланке теста необходимо закончить предло­жения одним или несколькими словами».

Бланк теста

1. Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел_____________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост

5. Будущее кажется мне

6. Мое начальство_____________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребенком

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня яв­ляется

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

12. По сравнению с большинством других семей моя семья

13. Лучше всего мне работается с ______________

14. Моя мать и я __________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть _______________

16. Если бы мой отец только захотел __________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

46. Думаю, что мой отец _______________

47. Когда мне не везет, я _______________

48. Больше всего в жизни я хотел бы

49. Когда я даю другим поручение

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _

19. Если кто-нибудь работает под моим руковод­ством

20. Надеюсь на_________________________________________

21. В школе мои учителя

22. Большинство моих товарищей не знают, что

Я боюсь_______________________________________________________

23. Не люблю людей, которые _______________________

24. Когда-то ____________________________________________

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

26. Супружеская жизнь кажется мне

27. Моя семья обращается со мной, как с

28. Люди, с которыми я работаю ___________________

29. Моя мать ___________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было __________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

50. Когда буду старым ________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой

Я признаю ____________________________________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня _________

53. Когда меня нет, мои друзья

54. Моим самым живым воспоминанием детства

Является _____________________________________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины

(мужчины) __________________________________________________

56. Моя половая жизнь _______________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья _______________

58. Люди, которые работают со мной

59. Я люблю свою мать, но ___________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

33. Моим скрытым желанием в жизни ____________

34. Мои подчиненные ________________________________

35. Наступит тот день, когда ________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник _

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всех люблю тех людей, которые

39. Если бы я снова стал молодым

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

41. Если бы у меня была нормальная половая

Жизнь ____________________________________________________

42. Большинство известных мне семей

Для каждой группы предложений выводится ха­рактеристика, определяющая данную систему от­ношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей:

1) несчастливые, недружные….

2) нервные, не очень дружные.

3) все одинаковы……………………….

Будущее кажется мне:

1) мрачным, плохим, странным

2) туманным, неприглядным….

3) неясным, неизвестным……….

— 2;

— 1;

0.

— 2;

— 1;

0.

43. Люблю работать с людьми, которые

Ключ

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

Такая количественная оценка облегчает выявле­ние у обследуемого дисгармоничной системы отно­шений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

№п41

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Группы предложений

Отношение к отцу Отношение к себе Нереализованные возможности Отношение к подчиненным Отношение к будущему

Отношения к вышестоящим лицам Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому Отношение к лицам противопо­ложного пола

Сексуальные отношения Отношение к семье

Отношение к сотрудникам Отношения к матери

Чувство вины

№заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Исследованию методом «незаконченные пред­ложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу инфор­мации, отражающей систему личностных отно­шений.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago