Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узни­ка». Название возникло от ситуации, которую предлагается представить играющим. Она заклю­чается в том, что двоих заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в от­дельные камеры. У каждого есть возможность со­общить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат незначительное наказание; если один скажет, а дру­гой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры можно пред­ставить в таблице, с которой обычно знакомят участников перед игрой (см. табл.).

В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и конку­рентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального ре­зультата игрока А ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет ис­ходить из той же позиции, они оба получат относи­тельно мало очков. А исходя из максимума обоюдно­го результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием.

Таблица

Выбор участника Б

Выбор участника А

Б(молчать)

Г (сказать)

3, 3

5, —1

— 1,5

1, 1

Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не вступая в контакт, в других слу­чаях разрешается общаться (изучается как раз воз­действие коммуникации на выбор). Игра может проигрываться многократно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока мо­жет выступить не один человек, а команда с лиде­ром или без него.

Эксперимент проводится в двух вариантах:

1) с 2 участниками;

2) с 2 группами участников.

Во втором варианте в предмет исследования вхо­дит поведение группы в ситуации необходимости принятия решения при неопределенном исходе и равных альтернативах. Отличие первого варианта от второго заключается в том, что первый вариант требует от испытуемого мышления вслух и после­дующей интроспекции; во втором исследователь может непосредственно наблюдать взаимодействие в группе. Однако эксперименты во втором варианте осложняются в связи со значительным расширени­ем диапазона значимых факторов: разной комму­никативной активности и компетентность участни­ков, дополнительных моментов индивидуального понимания задания и т. п.

В начале эксперимента участникам сообщается, что один из них (определяется кто) будет играть за узника, а другой за охранника. Далее узник услов­но помещается в камеру, имеющую следующую форму.

Все углы камеры, так же, как и стороны, абсо­лютно одинаковые. Охранник находится снаружи.

Выбрать один из углов для побе-

Инструкция для узника

Ваша задача

Га. Побег будет считаться удачным, если охранник не догадается, какой угол вы выбрали. Запишите выбор и его обоснование в протокол.

Инструкция для охранника

Ваша задача — догадаться, в каком углу готовит побег узник, и предотвратить побег. Запишите ваш выбор и обоснуйте его в протоколе.

После первых записей они сверяются экспери­ментатором с объявлением результатов участника­ми. Затем анализируются основания выбора. Если оказывается, что на первом этапе эксперимента участники исходили из формальных оснований и не учитывали персоны противника, т. е. не пыта­лись моделировать именно его поведение, экспери­ментатор подчеркивает это в обсуждении и присту­пает ко второму этапу.

На втором этапе эксперимент повторяется (участники могут поменяться местами).

Экспериментатор должен учитывать, что любое решение участников неудовлетворительно с точки зрения формальной рациональности. Поэтому очень важно точно формулировать вопрос при по­строении гипотезы, а именно: перед кем стоит ди­лемма? Часто путают подлинную дилемму, которая в подобном случае возникает перед игроком-участ­ником, с задачей, возникающей у исследователя, который должен рекомендовать оптимальное реше­ние. Оптимального решения в данной ситуации нет, выход же из конфликта для участника заключается в получении достаточных для моделирования пове­дения противника оснований. Эксперимент может иметь дидактическую функцию, отчетливо демон­стрируя ситуации, когда обыденные представления о рациональном поведении оказываются неприме­нимыми.

С помощью игры «Дилемма узника» можно соз­дать ситуацию для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т. д.

Важно подчеркнуть, что этот ситуационный тест является лишь методическим приемом для мо­делирования определенных межличностных отно­шений, а не точной стандартной измерительной процедурой. Но возможность не только наблю­дать, но и моделировать желаемое поведение, большая прогностическая возможность делают этот ситуационный тест-игру перспективным приемом для диагностики межличностных отно­шений.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago