ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

9) Ответственность

Соответствие личностных характеристик содер­жанию деятельности является непременным усло­вием ее успешного осуществления. Особенно важ­но такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопро­сов подбора руководителей, формирования кадро­вого резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руко­водителя. Заключение об указанных качествах ру­ководителя может быть сделано психологом на ос­новании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР).

В бланке экспертной оценки представлены 9 пси­хологических характеристик личности руководите­ля, которые диагностируются по проявлению в дея­тельности 7 признаков каждой характеристики:

Ответственность за результаты своей деятельно­сти и деятельности коллектива.

Психолог-исследователь определяет группу экс­пертов. Группа может быть представлена всем тру­довым (учебным) коллективом либо отдельными его представителями. Важно, чтобы эксперты хоро­шо знали как оцениваемого руководителя, так и ха­рактер его деятельности.

Необходимо соблюдать однородность группы экспертов (эксперты-подчиненные, эксперты-руко­водители равного с оцениваемым ранга, эксперты — руководители более высокого ранга). В зависимо­сти от конкретных условий исследование либо может проводиться на собрании экспертов в каком — либо помещении аудиторного типа, либо психолог — исследователь встречается с каждым экспертом ин­дивидуально.

Экспертом разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю по 5-балльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выступают анонимно и бланка эксперт­ной оценки не подписывают.

Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психо­лог-исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из 9 ха­рактеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вы­числить:

Сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем 9 показателям;

Средний балл ПХЛР по результатам работы каж­дого эксперта;

Сумму баллов, выставленных всеми экспертами по каждому из 9 показателей;

Средний балл по каждому из 9 показателей по результатам работы всех экспертов;

Общую сумму баллов ПХЛР по результатам ра­боты всех экспертов.

Счета исключить. Большая вариативность в оцен­ках экспертов может свидетельствовать о неодно­родности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.

Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать заключение об уровне качеств руководите­ля, ориентируясь на следующие показатели:

1)

2)

3)

4)

5)

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Исследуемый

Руководитель

Дата

Таблица 64

Обобщенные эксперты оценки ПХЛР

Эксперт

Оценка ПХЛР, сумма баллов

Средний балл

Сред­ний балл

Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего под-

Таблица 65

Оценка, баллы

<21

21—27

28—36

> 36

Характеристика

Практическая непригодность к выполнению функций руководителя низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

БЛАНК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Номер приз­нака

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

2,1

2,2

2,3

Содержание признака

Проявляет интерес к деятельности руководителя

Самостоятельно включается в организаторскую работу

Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы)

Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений членов коллектива (группы)

Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива (группы)

Средний балл

Считает, что главное — это результат и качество труда

Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы) Считает необходимым поддержание дисциплины

Оцен­ка, баллы

Номер приз­нака

2,4

2,5

2,6

2,7

3,1

3,2

3,3

3,4

3,5

3,6

3,7

4,1

4,2

4,3

4,4

4,5

4,6

4,7

Содержание признака

Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты

Считает, что руководитель обязан способствовать инициативной и самостоятельной работе членов коллектива (группы)

Считает, что отношения не должны носить формальный характер

Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы)

Средний балл

Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы)

Стремится получить социальное признание

Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские способности

Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы)

Стремится инициативно

И ответственно выполнять свои обязанности

Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы

Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой)

Средний балл

Способен давать точные характеристики

Способен быстро оценивать особенности и состояние других людей

Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком

Способен анализировать особенности поведения других людей

Способен к сопереживанию и сочувствию

Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам

Способен ориентироваться во взаимоотношениях

Оцен­ка, баллы

Номер приз­нака

5,1

5,2

5,3

5,4

5,5

5,6

5,7

6,1

6,2

6,3

6,4

6,5

6,6

6,7

7,1

7,2

7,3

7,4

Содержание признака

Способен находить правильный тон во взаимоотношениях

Способен находить индивидуальный подход к людям

Способен проявлять участливость, приходить на помощь

Способен находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах

Способен проявлять взвешенность в оценках

Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости

Способен общаться с людьми без грубости и чванства

Средний балл

Способен воздействовать убедительностью доводов

Способен к волевому воздействию

Способен к эмоциональному воздействию

Способен воздействовать личным примером (действием)

Способен вызывать уверенность в успехе дела

Способен словом побуждать коллектив

(группу) к действию (делу)

Способен правильно выбрать момент для воздействия

Средний балл

Способен смело предъявлять требования

Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований

Способен проявлять гибкость в требованиях

Способен проявлять настойчивость

В требованиях

Оцен­ка, баллы

Номер приз­нака

7,5

7,6

7,7

8,1

8,2

8,3

8,4

8,5

8,6

8,7

9,1

9,2

9,3

9,4

9,5

9,6

9,7

Содержание признака

Оцен­ка, баллы

Способен проявлять постоянство в требованиях

Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа)

Способен находить должную меру требования

Средний балл

Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей

Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости

Способен к доброжелательной критике

Способен логично и аргументированно делать критические замечания

Способен проявлять глубину и сущность в критических замечаниях

Способен точно дифференцировать поведение и действия людей

Способен к самокритичности в оценках своего поведения

Средний балл

Способен объективно оценить свои успехи и неудачи

Способен работать с полной отдачей сил

Способен довести до конца начатое дело

Способен интересы дела ставить выше личных интересов

Способен видеть в ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя

Способен признавать ошибочность своих решений

Способен ответственно выполнять любую работу

Средний балл

ТЕСТ 20 ВОПРОСОВ

Обобщест — с позиции той роли, которую это, во-первых, фикса-

Сколь бы ни были мы неповторимы в своей ин­дивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать вленной) ипостаси мы призваны играть. Роль ция определенной позиции, которую человек зани­мает в какой-либо системе отношений, во-вторых, функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих, — нормативно одобря­емый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.

В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на Социальные (начальник, мать, муж и т. п.), Внутригрупповые (лидер, марио­нетка, шут), Межличностные (покровитель, парт­нер, любимая) и, наконец, Индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному лично­стью и ставшему частью ее Я наиболее традицион­ному набору ролей — золушка, вундеркинд, тиран и т. д.). В принципе возможно и более дробное деле­ние ролей (слишком уж многообразны системы от­ношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения ока­зывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.

Философском, по-

Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпрета­ции теста 20 вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных отве­тов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы необходимо давать в том поряд­ке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Полу­ченный список прежде всего рассматривается с точки зрения 2 категорий суждений: Присоеди­няющих, в которых испытуемый относит себя к ка­кой-либо группе и которые обычно находятся в нача­ле списка, и Дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки. Помимо этого, ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — полу, возрасту, национальности, профессии и т. п.; идеологическим убеждениям литическом, моральном высказывании, а также ин­тересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конеч­но же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие: профессиональная идентич­ность, семейные роль и статус, пол и возраст. Осо­бое внимание следует обращать на ответы, которые передают сознательную идентификацию человека с определенными категориями ролей, т. е. с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago