ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ «Уровень притязаний» и «процесс пресыщения»

Экспериментальное исследование особенно­стей поведения человека в конкретной обстановке предложено в школе немецкого психолога Курта Левина (1890—1947).

К. Левин считал, что источником человеческого поведения являются не ассоциации, а потребно­сти. Под потребностью К. Левин подразумевал не биологические влечения, а психологические обра­зования — квазипотребности, которые возникают в связи с жизненными целями человека. Более то­го, он подчеркивал, что цели и намерения стоят по своим динамическим свойствам в одном ряду с по­требностями, что именно они (квазипотребности) специфичны для человека.

В учении К. Левина о потребностях поставлен вопрос о связи между потребностью и предметом, служащим для ее удовлетворения. Он показал, что человек всегда существует в определенной конкретной ситуации (по его терминологии «в психологическом поле»), где каждая вещь, предмет выступают не сами по себе, а в отноше­нии к потребностям и стремлениям человека. К. Левин указывал на динамичность этих отноше­ний, на то, что любое человеческое действие ме­няет «соотношение сил и ситуации» и по-новому определяет его поведение.

Поэтому всякое экспериментальное психологи­ческое исследование требует анализа взаимодей­ствия человека с окружающей действительностью. К. Левин подчеркивал, что человек всегда включен в окружающую его ситуацию, сама среда должна рассматриваться в ее отношении к действующему человеку. Характер этих отношения динамичен и зависит от структуры потребностей.

Однако проблему потребностей как двигателе человеческой деятельности К. Левин разрешает с позиций гештальтпсихологии. Потребность озна­чает для К. Левина некую внутрипсихологическую динамическую заряженную или напряженную систему, стремящуюся к разрядке. В разрядке этой напряженности системы и состоит, по К. Левину, удовлетворение потребности. К. Левин не видел общественно-трудовой обусловленности потреб­ностей, он игнорировал их содержательный харак­тер. Точно так же само понятие «психологическое поле» не означало для него реального объективно­го окружения, оно являлось феноменальным ми­ром, который по существу есть отражение тех же напряженных систем. Раскрытие структуры дина­мических напряженных систем и их взаимоотно­шения с психологическим полем и должно, по мне­нию К. Левина, явиться объяснением волевого действия. В таком взгляде на природу волевого дей­ствия с особенной отчетливостью выявились его идеалистические позиции. К. Левин не видел обще­ственной обусловленности потребности, он не усмотрел и того, что волевое действие, хотя и связа­но в своих истоках с потребностями, не вытекает непосредственно из них, а опосредуется сознанием человека.

Несмотря на методологические ошибки, учение К. Левина сыграло положительную роль в истории психологии. Он ввел в психологические исследова­ния новые параметры изучения человека: показал экспериментально, что в качестве предметов ис­следования можно взять потребности и мотивы че­ловеческого поведения. Но особенно велика роль К. Левина и его школы в разработке эксперимен­тальных приемов исследования в области психоло­гии личности. Работы К. Левина и его учеников (Т. Дембо, М. Овсянкиной, А. Карстен, Ф. Хоппе) позволяют экспериментально раскрыть отношения, существующие между личностью и средой и внутри самой личности. Сюда относятся проблемы, связан­ные с уровнем притязаний и самооценкой лично­сти. К. Левин считал, что уровень притязаний фор­мируется в процессе конкретной деятельности. В его формировании важнейшую роль играет влия­ние успеха и неуспеха; уровень притязаний являет­ся важным образованием личности, с ним связана самооценка, активность субъекта и сложная струк­тура его эффективной жизни. Формирование мно­гих черт характера зависит, по мнению К. Левина, от уровня притязаний человека.

Другая группа экспериментальных работ на­правлена на исследование возможности удержа­ния и восстановления побуждения к деятельности. К. Левин экспериментально показал, что любое действие, даже длительно и монотонно протекаю­щее, возможно, если оно включено в систему по­требностей человека.

Исследование уровня притязаний

Цель эксперимента

Эксперимент направлен на выявление самооцен­ки и динамики уровня притязаний испытуемого в экспериментальной ситуации. Он является вари­антом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемо­му предлагается ряд заданий ( от 14 до 18), отличаю­щихся по степени трудности.

Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке воз­растания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера кар­точки.

Исследования, проведенные с помощью этой методики (Ф. Хоппе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бе — жанишвили, Б. Серебряковым), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, по­сле ряда неудачных решений обращаются к зада­ниям более легким. Качество выполнения первого задания влияет на выбор следующего.

Методика

Экспериментальный материал

Предлагаемые задания могут быть по своему со­держанию весьма различными в зависимости от об­разовательного уровня и профессии испытуемых. Например, школьникам или студентам технических вузов можно предлагать математические задачи, сту­дентам гуманитарных факультетов — задачи, тре­бующие знаний в области литературы, искусства; за­дания могут быть типа головоломок и т. д. Иными словами, содержание заданий должно соответство­вать общеобразовательному уровню испытуемых. Только при этом условии у них вырабатывается серьезное отношение к ситуации эксперимента.

Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером 12 Х 7 см, на которых четко обозначить цифры от 1 до 14, и секундомер.

Процедура опыта

Карточки раскладываются в 2 ряда. После предъявления инструкции испытуемому предлага­ется выбрать задачу. После выполнения каждой по­следующей задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фик­сирует время решения задачи и после каждой за­дачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю вам плюс» или «Вы не уложились во време­ни. Ставлю вам минус».

Инструкция

Перед вами лежат карточки, на обороте кото­рых написаны задания. Номера на карточках озна­чают степень сложности заданий. Задания распо­ложены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, кото­рое вам неизвестно. Я слежу за ним с помощью се­кундомера. Если вы не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания вы должны выбирать самостоятельно.

Таким образом, испытуемому дается право са­мому выбирать сложность задания. Эксперимента­тор не может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испы­туемого переживание неудачи или удачи.

Обработка результатов

Полученные данные заносятся в заранее заго­товленный протокол (см. приложение). Данные эксперимента можно изобразить также в виде кри­вой: на оси абсцисс откладываются порядковые но­мера пробы (выбор очередной задачи), на оси орди­нат — выбранные номера карточек. Знаком (« + ») отмечаются успешно выполненные задачи, знаком

-») — неуспешно выполненные.

Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также и свои собственные замечания.

После того как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем вы руководствовались при выборе задания?»

Выводы

На основании полученных данных можно сде­лать выводы об особенностях формирования уров­ня притязаний в ситуации эксперимента, о его аде­кватности, а также об устойчивости самооценки и уровня притязаний.

Приложение

Образец протокола

Экспериментатор:

Испытуемый:

Дата проведения опыта:

»)

А — № выбираемой задачи В — выполнение (« + » или «

С — высказывание испытуемого

Таблица 6

3

5

8

9

4

7

6

10

Да, я сплоховал

К сожалению, остались только трудные. Взять вторую — слишком легкая, попытаюсь 12-ю.

11

12

Исследование процесса пресыщения

Цель эксперимента

Проследить, каким образом изменяется дея­тельность испытуемого при длительном выполне­нии монотонного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по А. Карстен).

Методика

Испытуемому предлагается выполнить такое за­дание, как, например, проводить черточки, рисо­вать кружки. При этом перед испытуемым лежит большая стопка чистых листов бумаги.

Инструкция

Чертите, пожалуйста, черточки вот так, — экс­периментатор чертит несколько одинаковый чер­точек (IIII) или кружочков (0000). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспе­риментатор отвечает совершенно бесстрастным голосом: «Сколько вам захочется, вот перед вами лежит бумага».

Процедура опыта

Исследования, проведенные А. Карстен и И. М. Со­ловьевым, показали, что вначале испытуемые до­вольно аккуратно выполняют предложенное им за­дание; однако спустя короткое время (5—10 мин), они начинают привносить в задания вариации, т. е. незаметно для себя испытуемые меняют содержа­ние задания. Эти вариации носят характер изме­нения внешней структуры задания: черточки или кружочки становятся меньше или больше, испы­туемые меняют темп работы или чертят в опреде­ленном ритме (например, 00 000 00 000). Иногда испытуемые прибегают к сопроводительным дей­ствиям: они начинают напевать, насвистывать, по­стукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению заданного действия начинает иссякать, наступает, как выра­жается А. Карстен, явление психического пресы­щения.

По мнению А. Карстен, подобные явления, т. е. появление вариаций в задании, не только свидетель­ствуют о том, что побуждение к выполнению зада­ния начинает иссякать, вариации носят в известной мере характер профилактических действий.

Экспериментатор тщательно записывает спон­танные высказывания испытуемого, характер его реакций, мимику, выразительные движения. При этом он фиксирует время появления новых вариа­ций в протоколе.

Спустя некоторое время (обычно 10—15 мин), когда учащаются вариации и их проявление носит выраженный характер, дается новая инструкция: «Это монотонное задание вам было предложено для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Про­должайте, если хотите, вашу работу».

Реакция испытуемых на новую инструкцию раз­лична. Некоторые испытуемые сердятся («Что же вы мне раньше не сказали») и бросают работу. У других эта инструкция приводит к новому осмы­слению ситуации. «Ну, тогда другое дело», — часто слышится в ответ.

Такое новое осмысление задания часто приво­дит к тому, что вариации становятся реже, менее выраженными, а иногда и совсем исчезают.

После новой инструкции экспериментатор тща­тельно записывает реакцию и высказывания испы­туемого, отмечает, как и раньше, время наступле­ния и характер вариаций.

Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами прекращают рабо­ту: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами не склонны прекратить опыт. Дело в том, что неред­ко они меняют для себя смысл задания. Об этом свидетельствуют как спонтанное высказывание, так и самоотчет испытуемых. «Я хотел посмотреть, кому скорее надоест, вам (т. е. экспериментатору) или мне», или «Я хотел проверить себя, как долго могу заниматься этим скучным делом».

Продолжительность опыта варьируется от 10 мин до 1 ч.

Выводы

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, как быстро наступает психическое пресыще­ние при выполнении монотонной работы, о характе­ре вариаций в работе, а также о том, каким образом введение дополнительной инструкции изменяет ха­рактер деятельности испытуемого.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago