10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд; Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой — сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании аг-
Рессивность является синонимом злонамеренной активности. Однако само по себе деструктивное поведение злонамеренностью не обладает, таковой его делают мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на 2 основных типа: первый — мотивационная агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1) физическая агрессия дения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
Использование физической силы против другого лица;
2) косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
3) раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4) негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
5) обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеж-
7) вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8) чувство вины, выражающее возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят по — хорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю того, что мне положено
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
8. Когда мне случалось обмануть кого — нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
С людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
Да
Нет.
ДА
Нет.
ДА
Нет.
ДА
Нет.
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
ДА
Нет
С людьми
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
20. Если кто-то воображает себя начальником, то я всегда поступаю ему наперекор
21. Меня немного огорчает моя судьба
22. Я думаю, что многие люди не любят меня
Нет.
Нет.
Нет.
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
26. Я не способен на грубые шутки
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
30. Довольно многие люди завидуют мне
31. Я требую, чтобы люди уважали меня
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»
34. Я никогда не бываю мрачен от злости
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
ДА
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
ДА
Нет.
ДА
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
Да
ДА
ДА
Нет
ДА
ДА
Нет
ДА
Нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю 60. Я ругаюсь только со злости
ДА
Нет
ДА
ДА
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
ДА
Нет
ДА
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
ДА
ДА
Нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
ДА
ДА
ДА
Нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
ДА
Нет
ДА
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
ДА
ДА
Нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
ДА
ДА
ДА
Нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
Нет
Нет
Нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
ДА
ДА
Нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
ДА
ДА
ДА
Нет
72. В последнее время я стал занудой
73. В споре я часто повышаю голос
ДА
ДА
ДА
ДА
Нет
Нет.
Нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
ДА
Нет
При составлении опросника использовались следующие принципы:
1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68;
«нет»
1; «да» = 0: 9, 7;
Пользуясь данной методикой, необходимой помнить, что агрессивность как свойство личности, и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотива- ционно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттел, Снил — бергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…