ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Где 2^( + ) — количест^^юложительных ответов, со­держащихся в столбце, Х( — ) — количество отрица­тельных ответов, n — ^ж:ло членов коллектива, при­нявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут распола­гаться в интервале от — 1 до +1. В соответствии с при­нятой трехчленной оценкой ответов классифициру­ются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от — 1 до +1) делится на 3 равные части: от —1 до —0,33; от —0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интер­вал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а в третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматри­ваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следова­тельно, с учетом знака каждого компонента воз­можны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью отрицательное;

4) отрицательное;

5) противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат кол­лектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем — как совершенно неудовлетворительный; в четвер­том — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 — к пове­денческому; когнитивный компонент определяет­ся вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит 2 вопроса.

Обследование по данной методике может про­водиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5—10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получе­ния.

Социально-психологический климат — наибо­лее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отраже­ния группой отдельных объектов (явлений и про­цессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу на­иболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали« и «по вертика­ли», содержание деятельности, некоторые ситуа­ционные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явле­ний, процессов) выступают в качестве эмпириче­ских показателей психологического климата.

Оптимизация психологического климата явля­ется важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки меро­приятий по оптимизации психологического клима­та необходимо диагностировать уровень его разви­тия и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического кли­мата. В целом можно выделить следующие основ­ные факторы формирования психологического климата:

1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа;

2) содержание, организация и условия трудовой дея­тельности;

3) особенности работы органов управления и само­управления организации;

4) характер руководства;

5) степень совпадения официальной и неофициаль­ной структуры группы;

6) социально-демографические и психологические особенности членов группы;

7) численность группы и др.

Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы отно­сительно других групп в рамках одной организа­ции, дать общую оценку психологического клима­та, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.

Обработка и анализ полученных результатов проводятся следующим образом.

На основании ответов на вопросы 17—23 дается краткая социально-демографическая характери­стика обследованной группы, в которой указыва­ются: численность группы, половой и возрастной состав, число членов группы (в процентах), имею­щих незаконченное среднее, среднее, среднее спе­циальное, незаконченное высшее и высшее обра­зование. Также отмечаются профессиональный состав членов группы, распределение их в зависи­мости от стажа работы, их среднемесячная зарпла­та и семейное положение.

В зависимости от задач исследования в опрос­ник можно включить дополнительные вопросы относительно жилищных условий работников, ко­личества детей, обеспеченности детскими учреж­дениями и т. п.

Вопросы 6—13 направлены на выявление осо­бенностей отражения членами коллектива сложив­шихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Каждый компонент тестируется 3 вопросами: эмоциональный: 6, 8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или — 1. Полученные в группе данные следует занести в протокол (см. ниже).

Для целостной характеристики отдельного ком­понента сочетания ответов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом: поло­жительная оценка получается при сочетаниях: + + +, + +0, + +-; отрицательная оценка при со­четаниях: — — —, — —+, — —0; при сочетаниях 0 0 0, 0 0 — , 0 0 + оценка неопределенная (противо­речивая). Далее для каждого компонента подсчиты­вается средняя по группе оценка. Например, для эмоционального компонента:

Ад-ц-)

9 п

Где Х( + ) — количество положительных ответов, со­держащихся в столбце «эмоциональный компо­нент», Х( — ) — количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, n — количество участников опроса.

ПРОТОКОЛ

Таблица 62

Диагностика социально-психологического климата группы

Участник опроса

Компоненты

Эмоциональ­ный

Когнитив­ный

Поведенче­ский

Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от —1 до +1. Этот континуум подразде­ляется на 3 части: от —1до +1. Этот континуум подразделяется на 3 части: от —1 до —0,33 — отрица­тельные оценки; от —0,33 до +0,33 — противоречи­вые или неопределенные оценки и от +0,33 до +1 — положительные. Соотношение оценок 3 компонен­тов — эмоционального, когнитивного и поведенче­ского — позволяет охарактеризовать психологиче­ский климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).

При обработке данных, полученных по вопро­сам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопро­сов оценивается 1 из 3 вариантов: +1,0, —1. Напри­мер, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовле­творен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как +1, ответ «трудно сказать» — 0, а ответы «по­жалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовле­творен» 1.

Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы, к максимально возможной для данной груп­пы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов трудовой ситуации): работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения рабо­той, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с непосредственным руководи­телем, возможность повышения квалификации, раз­нообразие работы, уровень организации работы. Степень оценок позволяет дать качественно-коли­чественное описание психологического климата группы и выявить наиболее узкие места, требующие коррекции.

Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределен­ной и отрицательной производственной установ­кой, или, другими словами, с положительным, не­определенным и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанали­зировать соотношение официальной и неофи­циальной структуры группы, т. е. соотношение ру­ководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический опросник социально-психологического климата группы

Просим вас выразить ваше мнение по ряду во­просов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь.

Прежде чем ответить на каждый вопрос, внима­тельно прочитайте все имеющиеся варианты отве­тов на него и поставьте знак «X» против того отве­та, который соответствует вашему мнению.

Заполняйте анкету самостоятельно.

1. Нравится ли вам ваша работа?

Очень нравится.

Пожалуй, нравится.

Работа мне безразлична.

Пожалуй, не нравится.

Очень не нравится.

2. Хотели бы вы перейти на другую работу?

Да.

Нет.

Не знаю.

Качество

Оценка

Трудолюбие

Общественная активность

Профессиональные знания

Забота о людях

Требовательность

Отзывчивость

Общительность

Способность разбираться в лю­дях

Справедливость

Доброжелательность

4. Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии:

5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на свое нынешнее место работы?

Да.

Нет.

Не знаю.

6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведен­ных ниже утверждений вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди

В нашем коллективе есть всякие люди Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные

7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

3. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего непосредственного руководителя: 5 — ка­чество развито очень сильно, 1 — качество совсем не развито.

Нет, конечно

Скорее нет, чем да

Не знаю, не задумывался над этим

Да, конечно

8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, кото­рый вам очень нравится, а 9

Вам очень не нравится. В какую клетку вы помести­ли бы свой коллектив?

Коллектив, который

12. Какая атмосфера преобладает обычно в ва­шем коллективе? На приведенной ниже шкале циф­ра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9

Наоборот, атмосфере взаимопо-

Нимания, взаимного уважения. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?

9. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточ­но полную характеристику деловых и личных ка­честв большинства членов коллектива?

Да

Пожалуй, да

Не знаю, не заду­мывался над этим

Пожалуй, нет

Нет

Деловых качеств большин­ства членов коллек­тива

13. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива, отмечать с ними праздники?

Да, конечно.

Скорее да, чем нет.

Затрудняюсь ответить.

Скорее нет, чем да.

Нет, конечно.

14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удо­влетворены различными условиями вашей работы?

Личных качеств большин­ства членов коллек­тива

Условия

Полно­стью удов — летво — рен

Пожа­луй, удов — летво — рен

Труд­но ска­зать

Пожа­луй не удов — летво — рен

Полно­стью не удов — летво — рен

10. Если бы у вас возникла возможность прове­сти отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

Это бы меня вполне устроило.

Не знаю, не задумывался над этим.

Это бы меня совершенно не устроило.

11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллекти­ва, с кем они охотно общаются по деловым вопро­сам?

Нет, не мог бы.

Не могу сказать, не задумывался над этим.

Да, мог бы.

Состояние оборудования Равномерность обеспечения работой Размер заработной платах Санитарно­гигиенические условия Отношения с непосредствен­ным руководи­телем Возможность повышения квалификации Разнообразие работы

15. Насколько хорошо, по вашему мнению, орга­низована ваша работа?

По-моему, наша работа организована очень хо­рошо.

В общем неплохо, хотя есть возможность улуч­шения.

Трудно сказать.

Работа организована неудовлетворительно, мно­го времени расходуется впустую.

По-моему, работа организована очень плохо.

16. Как вы считаете, влияет ли ваш руководи­тель на дела коллектива?

Безусловно, да.

Пожалуй, да.

Трудно сказать.

Пожалуй, нет.

Безусловно, нет.

В заключение сообщите, пожалуйста, некото­рые сведения о себе.

17. Ваш пол: М, Ж

18. Возраст

(лет).

19. Образование.

Незаконченное среднее.

Среднее.

Среднее специальное.

Незаконченное высшее.

Высшее.

20. Стаж работы в данном коллективе: лет.

21. Ваша профессия.

22. Ваша среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных выплат:

Рублей

23. Ваше семейное положение.

Холост (не замужем).

Женат (замужем).

Разведен (а).

Вдовец (вдова).

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago