Или

Анализ формулы склонностей удобен для определения естественных болезненных тенденций. Для изучения характерологических свойств следует определить тот класс склонностей, к которому данный индивид принадлежит. При определении класса влечений принимаются во внимание те разности внутривекторного напряжения, которые можно установить между двумя факторами внутри единого вектора. По каждому вектору могут просчитываться два варианта РВН, Всего могут быть выявлены 8 вариантов РВН: Sh Ss, Ре, Р hy, Sch к, 8сйр, Cd, С т. Эти 8 вариантов РВН, т. е. всех возможных разниц внутривекторной напряженности, показывают тот класс влечений, к которому в момент исследования может быть отнесен обследуемый индивид. При этом рассматриваются 4 основных варианта внутривекторных разниц напряжения. Одна из них — самая большая, и другая — самая маленькая, отделяются от других и сравниваются между собой. Индивид относится к тому классу влечений, который выявляется как наиболее динамичным. Критической, скрытой и неудовлетворенной является именно та потребность, которая составляет специфическую основу характера и соответствует болезненной склонности. Если в векторе ведуш, его влечения, отраженного парой внутривекторных Факторов, одна из потребностей удовлетворяется, а вторая — нет. то этот вектор выявляет насуш, ную проблему данного индивида. Именно эта склонность становится опасной. разрушительной для личностной гармонии. Поэтому вектор, показываюш, ий самую высокую РВИ, выявляет наиболее опасное влечение. На основании самых высоких РВН различаются 8 классов, классы влечений строятся на основании выявленных критических влечений, обнаруживаюш, их самую высокую разницу внутривекторного напряжения между входящими в нее факторами.

Для определения класса влечений следует выделить следующ, ие моменты:

1. Тот вектор, который показывает самую большую РВН, а следовательно и самую большую латентность, указывает на источник опасности, угрозу стабильности.

2. Вектор, обнаруживающий самую малую РВН и самую низкую степень латентности, должен ориентировать на привычные механизмы защ, иты и ухода от фрустрации.

3. Векторы влечений, обнаруживающ, ие среднюю степень латентности могут играть прогрессивную или регрессивную роль в зависимости от того, как велика разница напряжения по сравнению с самой высокой и самой низкой степенью латентности всего ряда.

Латентность может быть следствием: во-первых, чрезмерно большой величины потребности, причем потребность остается неудовлетворенной и тогда, когда "Я" осознается как удовлетворенное. Это тот случай, когда серия исследований дает постоянно или почти постоянно положительные реакции. Во-вторых,

Неудовлетворенное состояние какой-либо потребности может наступить через ее вытеснение. Если вытеснение происходит под давлением внешних сил, то мы говорим о приспособлении индивида к среде. Если же под влиянием собственного "Я" или "сверх — Я", то речь идет о защите. И то и другое обнаруживается через отрицательные реакции.

Но не только постоянно отрицательные, но и постоянно положительные реакции могут манифестировать угрозу для индивида, особенно когда парное влечение в рамках определенного вектора удовлетворено, и, следовательно, разница напряжения достигла максимальной величины. На основании этого подхода каждый из 8 классов влечений можно разделить на 2 подкласса, из которых один подкласс является показателем латентности положительной реакции, а другой — показателей отрицательной. Причем эти данные мы можем получить только как результат многократных исследований или, по крайней мере, двух-трех выборов, проведенных в течение одного, но лучше — нескольких дней. Особенно информативно исследование, которое проводится при разных состояниях обследуемого лица: в норме — в состоянии спокойствия и при эмоциональной напряженности, в периоды переживания позитивных и негативных событий его жизни, а у больных — в состоянии обострения болезненных проявлений и в период хорошего самочувствия.

Ориентация на напряженность, отражающ, уюся в выделении того вектора влечений, внутри которого выявлена противоположная направленность входящ, их в него факторов, привела к более углубленному толкованию профиля выборов на базе сочетания (равнозначности) тех векторов влечений, которые оказались напряженными. Таким образом образовались целостные типы личности (у Сонди — классы) с интегративной оценкой ведущих личностных особенностей, структуры акцентированных влечений или патологией влечений в рамках клинического синдрома. При этом выделены инэквальные (неравные) классы, биэквальные, триэквальные и квадрэквальные классы. Это оказалось необходимым в связи с тем, что в практике часто встречаются случаи, когда разница напряжений, соответственно — латентности — у двух, трех или всех четырех векторов равны или почти равны. Дальнейший анализ показал, что эти дважды, трижды или четырежды равные варианты как по своей внутренней структуре, так и по внешним проявлениям составляют одну гомогенную группу индивидуальностей.

Для быстрой диагностики оказалось выгодным рядом с уже упомянутыми инэквальными классами установить би-, три — и квадр-эквальные классы влечений.

Если следовать процедуре выделения классов влечений, то каждый из трех эквальных классов был поделен на подклассы, Биэквальный класс подразделен на подклассы по его двум векторам, степени латентности которых оказались равными, например, Sh+ Cm+ или Ss — Cm+e т. д.

Варианты с триэквальными классами влечений анализируются на основании оставшегося (неэквального) четвертого класса, у которого разница напряжений не равна степени латентности этих трех равных классов. Например, если испытуемый дал последовательность разниц внутривекторного напряжения: Sh-10, Phy-2 Sch к-2 Cd+1 то ключ к анализу данного случая следует искать в показателе подкласса Ss. Так как каждая РВН из 16 возможных вариантов в определенных случаях будет выделяться как неравная разница напряжения, то следует различать в триэквальных классах влечений 16 подклассов, а именно: Sh+, Sh-, Ss -, Ss +, Pe-, Pe+, Sch к-, Sch к +, Sch p -, Sch р+,С d+, С d-, С m+, С m-.

Случаи с квадрэквальными классами влечений анализируются по самой высокой степени латентности равных РВН. Например, в случае Ст+2, Ss-1, Phy-1 Sch0 вариант рассматривается как квадрэквальный, но анализ базируется на высоком показателе латентного вектора Ст+. В квадрэквальном классе влечений, как и в триэквальном, различаются 16 подклассов. Анализ крайне редких случаев, когда все четыре РВН совершенно равны (2222 или 1 11 1 или 0000 или 5555), проводится во всех 4-х векторах отдельно, затем все данные согласуются друг с другом. 16 подклассов инэквальных, триэквальных и квадрэквальных основных классов анализируются на основании самой высокой степени латентности.

Инэквальные классы.

1. Основной класс Sh. Класс латентной бисексуальности

Опасность этого класса влечений таится в латентно более динамичной и онтогенетически более старой двуполой ориентации сексуальной потребности. "Отводным клапаном" для лиц психической нормы служит подчеркнуто мужественный стиль поведения, агрессивность с преобладанием внешнеобвиняющего типа реагирования, однако в социализированной форме рыцарства и женственности. У лиц с отклоняющимся от нормы состоянием бисексуальность проявляется в виде истерических, эпилептических или бредовых симптомов.

Подкласс 1. Sh + : класс инфантильно жестких личностей

Один из наиболее часто встречающихся тип личности. К нему относятся маленькие дети и юноши, лица переходного (40-60 лет) возраста, стареющие люди. Преобладающие

Расстройства — пароксизмальные, фобические, пиромания, клептомания, склонность к убийству в состоянии аффекта, а также параноидные проявления на фоне депрессии. Подкласс 2. * *

Маргинальная разновидность людей, являющихся защитниками всего, что на их

— : класс активно-воинствующих гуманистов.

Взгляд "гуманно". Миссионеры, врачи, сестры милосердия, монахи, писатели-гуманисты, психологи, психиатры, социологи.

2. Основной класс Sh-. Класс латентных садистов и дуальюнионистов "Опасная склонность"

Здесь обусловлена неудовлетворенной потребностью реализации по в

Мужскому типу. Лица этой группы притязают на безраздельное двуединство партнерских отношениях, т. е. стремятся к двойному союзу — дуальюниону — как в детстве с матерью. В этом союзе они проявляются то как садисты (Ss +), то как мазохисты (Ss -). Взаимоотношения партнеров такого союза носят садо-мазохистический характер. Мучая друг друга, они не могут расстаться, связанные неразрываемой цепью. Здесь возможны временные переходы в класс С m — или Cd+, иногда P е+, при этом проявляется экзальтация (перепады в настроении и психосоматические расстройства ).

Подкласс 3. Ss+: "кротких палачей"

Склонность к притворству, игре, скрытая очарованием агрессия. Возможна сексуальная несостоятельность. Увлеченность спортом (борьбой).

Подкласс 4. Ss — : "мазохисты"

А/ Нормальные личности находят выход своим влечениям в общественной деятельности, в педагогике, в сфере социального обеспечения. Среди них встречаются, музыканты, скульпторы, танцовщики, зубные и детские врачи, а также ( !)шпионы.

Б/ Патология проявляется в виде невроза навязчивости, нимфомании, логоневроза, фригидности, импотенции или (в тяжелых случаях) в виде паранойяльных расстройств.

3. Основной класс Ре. Класс "каиноподобных

"Опасность" этой склонности обусловлена неудовлетворенность каиновых притязаний, проявляющихся накопившимся гневом, яростью и ненавистью. "Отводной клапан"- анальная эротика, которая влечет за собой тенденцию к пурификации (очищению). Это касается и речи, и науки, и литературы, и этики, и искусства. Выраженное стремление к морализации, к критике всего. Другой "отводной клапан

Самолюбованием, чопорностью, ригидностью

П

Этой склонности обусловлена неудовлетворенность

Чопорностью,

II

Нарциссизм (к), проявляющийся мышления.

Подкласс 5. Ре +: класс "моралистов" и "пуристов" Популяция нормы отличается стремлением к примитивным занятиям • дворники, рабочие по переработке отходов, по химчистке. При достаточно высоком интеллекте — критики в сфере искусства, врачи, философы-моралисты. Уход за больными.

Подкласс 6. Ре-. "Анальная эротика’

Предрасположенность к пароксизмам

Анальный гомосексуализм, копрофилия, параноидные страхи, пиромания, клептомания и другие эквиваленты эпилепсии.

II

Сердечно-сосудистых рассстройств.

-179­

4 Основной класс — Phy Класс латентного эксгибиционизма. "Опасность" этой склонности в избыточном стремлении быть всегда на виду, максимально обнажаться, переодеваться в платья персон противоположного пола, тенденция вызывать шок у окружающих. Отводные клапаны для этого влечения — пассивный гомосексуализм и паранойя.

Подкласс 7. Phy+. Класс "заботящихся о душе", услужливых. Лица этого круга в обществе выступают в роли монахов (монахинь), самоотверженных жен или матерей, работают в сфере обслуживания (парикмахеры, портные, маникюрши, сервисная

Служба).

Пассивного

Подкласс 8. Phy-. Класс пассивного гомосексуализма и паранойи, Предрасположенность к бисексуальности, пассивному гомосексуализму, параноидным тенденциям.

5: Основной класс Sch к. Класс стремящ, ихся к сужению сферы активности своего "Я".

"Опасность" этой наклонности в неудовлетворенной потребности к замыканию в мире собственных внутренних переживаний и представлений (в интроверсивность). Сонди называет эту латентную потребность эгосисто-лическими кататонными притязаниями. Невозможность самоизолироваться полностью и вести свою эгоистическую жизнь в тюрьме собственного Я" нарциссизме, деперсонализации или проявляются маниакально-депрессивными и параноидны-ми симптомами. Лица такого типа способны к кровосмесительным связям. Психически здоровые представители этого класса формируются в самовлюбленных фарисеев.

Приводит к напряженности, которая находит выход в деперсонализации или проявляются маниакально-депрессивными

Подкласс 9. Класс нарциссов и фарисеев Schk+

Педантизмом, явлениям окружающ, ей жизни, нар-циссическими

Отличаются выраженным к щепетильностью, отождествлению себя с другими,

По характеру лица этого круга рационально-трезвым, формальным подходом дистантностью, эмоциональной холодностью, чертами, эгоцентризмом, неспособностью к стремлением служить не делу, а себе, склонностью к декларации оторванных от реальной почвы суждений с упорством и отсутствием гибкости. Предпочтительные профессии: теоретики в сфере физических, математических наук, философии и эстетики, бездушные анатомы человеческих душ в виде особой категории психологов, психиатров и педагогов, исповедующ, их методы принуждения, солдаты, милиционеры и партийные руководители.

Подкласс 10. Sch к — -. Класс грезящ, их наяву с отчуждением собственного "Я".

Все, что связано с собственно-личностным им временами становится чуждым, не своим. Деперсонализация и инверсивная идентификация, ощ, ущ, ение насильственности собственных действий могут сопровождаться ипохондрией, фобическими и навязчивыми явлениями, конверсионной истерией, депрессивными и параноидными переживаниями, демонстративными суицидальными попытками.

6. Основной класс Sch р. Класс стремящ, ихся расширить сферу активности своего "Я"

II

Опасность" этой склонности обусловлена неудовлетворенной потребностью в расширении активности своего"Я", т .е. эгодиастолы. Представители этого класса не могут реализовать ош, уш, аемую в себе гениальность и жажду власти, что ввергает их в водоворот бредовых тенденций. Выход из этой напряженности осуш, ествляется путем брутальных аффективных разрядок с сужением сознания. Наркомания, маниакальность, клептомания и другие истеро-эпилептические эквиваленты сопровождают клинические проявления у больных, относимых к данному классу.

Подкласс 11. Sch р + : класс непризнанных гениев и "отцеубийц" Чаще всего это — одаренные и талантливые люди, неспособные развить свой талант, так как все силы уходят на бесполезную борьбу с отцом (если обследуемый — мужчина) или матерью (если это — женщ, ина), которых они считают виновными во всех своих неудачах, особенно в том, что их способности не получили необходимого развития. В связи с этим они создают с одним из родителей садомазохистический союз, в котором их роль обусловлена неосознанным стремлением к убийству своего родителя (родительницы). Очень высока предрасположенность к пароксизмам паранойи, к пиромании, эпилептическим агрессивным припадкам, к истеро-эпилептическим тенденциям, самоубийству, к убийству из ревности и сексуальной агрессии.

Подкласс 12. Sch р-: класс латентных параноиков

Лица этого круга стремятся вырваться из "параноидного вихря" с помощью защитных механизмов по типу истерических и навязчивых проявлений. Им свойственны сумеречные затмения сознания и склонность к противоправным поступкам.

7. Основной класс С G. Класс латентных добытчиков ценностей, "вечно ищущих".

Опасность склонности в неудовлетворенной потребности обретения "первичного объекта преклонения". Индивид находится в постоянном поиске утраченного объекта сильной привязанности, ценность которого явно преувеличена. Стремление идентификации с этим идеализированным объектом, одновременно склонность

Соперничающий" тип личности, безотказный и

Самоуничижению и самообвинению. Социализированный образ представителя данного класса — "вечно соревнующийся", " самоотверженный гуманист.

Вечно-соревнующихся." Первичное стремление к

Подкласс 13 С d+: класс " идентификации с преуспевающим отцом (или матерью) лежит в основе данного тапа личности, вечно соперничающей с людьми, преуспевающими на каком-либо поприще. Это — люди, часто меняющие партнеров по любви, сферу деятельности и круг интересов, если они в перспективе видят возможность с кем-либо вступить в соперничество. Эта тенденция может быть также связана с утратой первичного объекта поклонения. Из-за вечного соперничества лица этого типа непостоянны в привязанностях, распыляют свой талант, растрачивают свое как духовное, так и материальное богатство. Среди них часто встречаются азартные игроки. При этом отмечается предрасположенность к депрессии и меланхолии.

Подкласс 14. С d — : класс самоотверженных

Представители этого класса отличаются глубиной привязанности, которая особенно проявляется при утрате объекта аффилиативной потребности. В их любви преобладает духовный компонент и стремление к поискам вечной любви. Выраженная готовность жертвовать всем ради объекта привязанности. В общей популяции этот личностный вариант встречается достаточно редко.

8. Основной класс С m. Класс маньяков.

Основная опасность — латентная склонность сильно привязываться к объекту аффилиативной потребности. При этом отмечается отсутствие уверенности в обладании им, даже когда он находится в их власти. Потребность в горячей привязанности так велика, как когда-то в детстве к матери. В связи с этим Сонди называет их "вечными сосунками", " склонность к "словоизвержению", к пению, к еде, питью, курению. Отсюда такие профессии как повар, хозяин гостиницы, дегустатор вина, музыкант, играющий на духовых инструментах, парламентарий, общественник, официант. Увлечение поэзией. Повышенная предрасположенность к гипомании и раздражительной неврастении.

Оральными садистами", объясняя этим их избыточную разговорчивость,

Этот тип чаще

Подкласс 15. С m+: класс "вечно судорожно-привязывающихся " всего встречается среди психической нормы, особенно среди взрослых, стремящихся к созданию семьи людей в период 30-40 лет и вначале старения — 60-70 лет. Для них характерен страх утраты объекта привязанности.

Подкласс 16 С m-: класс "вечно-покинутых", лишенных поддержки людей.

Это люди постоянно страдающие из-за потери смысла жизни. Стремясь удовлетворенности, они ни к чему не могут надолго привязаться. На них нет ни узды, ни чувства меры в их гедонических увлечениях, но при внешней яркости их жизни, внутренне они опустошены и испытывают усталость от жизни. Для всех представителей этого класса характерно стремление к чему-то сильно привязаться, но отсутствие способности к привязанности. Расширение сферы поисков новых контактов до громадности не насыш, ает этой потребности, так как у них отсутствует способность к идентификации. "Сознание утраченного идеала делает их неспособными к обретению своего объекта". Каиноподобные притязания так же сильны, как и потребность в привязанности. Их садизм объясняется невозможностью найти объект для удовлетворения собственной нежности. К этому классу относятся дети в период упрямства (3 — 5 лет), дети в 7 — 8 лет, подростковый возраст и период возмужания (13 — 16 лет). Предрасположенность к гипомании. Судьба бедных и одиноких людей. Часто встречаюш, ийся тип личности.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago