Интерпретация факторов FHB с позиций индивидуально-личностного подхода

Фактор h.

1. Оба типа реакции имеют аналогичные биологические предпосылки, отражающиеся в инфантилизме и отсутствии ярко выраженной мужско-женской дифференцированности. Из них h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, а h — большей интровертностью и

Абстрактным

Направлением аффилиативной потребности. Преобладающий тип высшей нервной деятельности — слабый.

2. Тип реагирования — сензитивный, меланхолический.

Характерологически — это лица, отличающиеся

3.

Лица,

Сентиментальностью,

Отношения окружаюш, их

Экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружаюш, их, мнительные в отношении своего здоровья личности; настроение в значительной мере зависит от отношения окружаюш, их к ним; ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.

4. Личностные свойства: тревожность, при h — сочетающаяся с пессимистичностью, ведуш, ая потребность — аффилиативная, т. е. потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Вариант h + реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни — в семье, в отношениях с мужем (женой) , с детьми. Вариант h + выявляет напряженность аффилиативной потребности, в связи с тем, что это — ведущ, ая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды, а выбор h — означает фруст’рированность аффилиативной потребности, реализации которой мешают внутренние запреты (Табу), в связи с чем возникает эмоциональный дискомфорт и происходит сублимация этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности. Однако набор индивидуально-личностных свойств здесь тот же, что и при h+.

Ведущий мотив — избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защ, иту в виде более сильной доброжелательной личности.

Независимости,

Стиль межличностного поведения — за кажущ, ейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым.

Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.

5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями. Лица, дающ, ие преимущ, ественно реакции типа h +, наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста. При наличии таланта успешно реализуются в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при hy+), в самодеятельности, легко вовлекаются в качестве ведомых в общ, ественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией. Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры. При типе реагирования * — в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном "Я" (показатели фактора к) — интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.

6. В социальной деятельности оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h +) или общ, ества в целом (h-).

Других сексуальных инверсий.

7. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации, Предпочтение богемного стиля жизни. Отклоняющ, ееся поведение базируется на сексуальной почве.

Как это выявилось в экспериментальном исследовании, фактор h позитивно коррелирует с значимым выбором 5-го цветового эталона метода цветовых выборов МЦВ (адаптированного теста Люшера) и 5 шкалы СМИЛ (ММР1). Кроме того, h+ больше связан с 1 и 6 цветами, а также с 3 и 7 шкалами СМИЛ, h — с О цветом и 2,0 шкалами СМИЛ.

Фактор S.

1. Биологичеекие предпоеылки, еильный тип выешей нервной деятельноети, s + s — напротив: елабый тип ВНД.

2. Конетитуциональные оеобенноети: s+: атлетичеекая конетитуция, етеничный (гипертимный) тип реагирования. s -: лептоеомная (аетеничеекая) конетитуция, гипоетеничеекий, гипотимный тип реагирования.

3. Характерологичеекие черты, s +: решительноеть, жееткоеть, предприимчивоеть, лидеретво, эгоиетичноеть, трезвый взгляд на жизнь, уверенноеть в еебе, влаетноеть, незавиеимоеть, отеутетвие озабоченноети переживаниями других людей, нежелание ограничивать еебя в чем-либо, преклонение перед доетижениями техничеекой мыели, етраеть к екороетям, епартанекие черты, воинетвенный характер, агреееивноеть, еекеуальная активноеть без выраженной еклонноети к глубокой привязанноети.

Негодование,

4. Личноетные оеобенноети, s +: выеокий уровень мотивации доетижения Активноеть. Агреееивноеть. Низкий уровень интрапеихичеекой активноети Эмоции внешне проявляютея доетаточно бурно — негодование, гордоеть, возмуш, ение, злоеть, воехиш, ение, но не оетавляют глубокого еледа в душе. Стиль межличноетного поведения незавиеимый, лидируюш, ий. Тип воеприятия целоетный, интуитивный, без доетаточной опоры на опыт, ориентированный на еобетвенное еубъективное чутье. В етрееее — импульеивные поведенчеекие реакции. Заш, итный механизм — вытеенение или отреагирование вовне.

Вытеенение

Еклонноеть

S — нерешительноеть, мягкоеть, завиеимоеть, еклонноеть к идеализации объекта привязанноети, конформноеть, еочуветвие к людям, тенденция к еамоограничению ради близких, еклонноеть к глубокой привязанноети при елабо выраженной еекеуальной озабоченноети, миротворчеекие тенденции. Приоритет культурных ценноетей.

Выеокий уровень мотивации избегания неуепеха. Стиль межличноетного поведения завиеимый, паееивный. Тип воеприятия вербально-аналитичеекий. В етрееее — ограничительное поведение, повышение контроля еознания. Заш, итный механизм — отказ от еамореализации.

5. Выбор профеееии при s+: водитель транепорта — шофер, летчик, машиниет: лееоруб, охотник, прозектор, патологоанатом, фермер, елееарь, техник-механик, етоматолог, грузчик, военачальник, еолдат, прокурор, охранник.

Архивная работа,

Выбор профеееии при s-: медицинекий работник, врач, медееетра, парикмахер, маникюрша, воепитатель, библиотекарь, канцелярекая или делопроизводетво, научная работа, филология, иекуеетвоведение.

6. Социальная активноеть, s+: в ефере урбанизации и индуетрии, приверженноеть к технократии. s -: в ефере культуры и гуманиетичеекой деятельноети.

7. Болезненная деформация влечений, s +: еадизм, антиеоциальное пове-‘дение е жеетокими проявлениями, s -: мазохизм, фетишизм, еамоуничижение, еуицидальные тенденции.

S+ позитивно коррелирует е 3-м (краеным) эталоном Люшера, 4 и 9 шкалой СМИЛ — ММР1, а s — е еиним (1-м) эталоном МЦВ, 2 и 7 шкалами СМИЛ.

Фактор е.

1. Смешанный экеплозивный.

2. Конетитуциональный тип е +: пикничеекий, эмоционально-неуетойчивый. е -:

Тип

Реагирования,

Е+:

Подвижный, тревожный,

Е-:ригидный,

Атлетический, агрессивный.

3. Индивидуально-характерологические особенности при е +: конформность установок,

Декларация альтруизма, отзывчивость, склонность к сотрудничеству,

Доброжелательность, самоотверженность, религиозность, терпеливость, стремление помогать другим. При е -: тенденция к накоплению негативных эмоций с последуюшей разрядкой в виде приступов ярости, злопамятность, мстительность, завистливость, ревность, представление об окружаюшем мире как враждебно настроенном, чем оправдывается собственная жестокость.

4. Личностные свойства при е +: изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, страх неудачи превалирует над мотивацией достижения, ориентация на обшепринятые нормы поведения и мораль обшества, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, сотрудничаюший и альтруистический стиль взаимодействия с окружаюшими, художественный и вербальный тип восприятия. Реакция на стресс — страх. Зашитный механизм — соматизация.

При е -: устойчивость мотивации достижения, упорство в преследовании своих целей, внешнеобвиняюший тип реагирования, конфликтность в отношениях, стиль мышления конкретно-логический, тип реакции на стресс агрессивный, взрывной, зашитный механизм — враждебные поведенческие реакции или рациональная переработка.

Межличностных

5. Профессиональный тропизм при е+: служба охраны здоровья, свяшеннослужители, миссионеры, учителя, воспитатели, адвокаты.

При е -: моряк, шофер, летчик, машинист, пожарник, артиллерист, кузнец, кочегар, пиротехник, спортсмен (боксер, штангист, вольная борьба, карате, самбо), администратор, начальник домоуправления, ЖЭКа или РЭО, заведующий гаражом.

6. е+: обшественно полезная активность в сфере этики морали, е -: противопоставление своих установок этико-моральным устоям.

Вегетативной неустойчивости, мигреням. Эпилептоидная

7. е +: склонность к

Слашавость, е -: эпилептоидный педантизм и эксплозивность. а+ позитивно коррелирует с 1 и 4 эталоном Люшера, 3 и 7 шкалами СМИЛ’, е — со 2 и 7 цветовым эталоном, с 6 и 4 шкалами СМИЛ.

Фактор hy.

1. Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности.

2. По конституциональным особенностям — это эмоционально незрелый, инфантильный вариант, эмотивный тип реагирования.

3. Характерологически тип hy+ отличается высокой эмоциональной вовлеченностью, неустойчивостью и изменчивостью эмоций, чертами демонстра-тивности, противоречивостью установок (быть причастным к интересам группы и, одновременно, отстаивать свои эгоцентрические интересы, декларировать альтруизм и реализовать эгоистические потребности), а тип hy-более высокой тревожностью, капризностью, склонностью к драматизации имеюш, ихся проблем.

4. Демонстративная личность с противоречивой направленностью мотивов, мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха. Склонность к соматизации конфликта. Тип восприятия художественный, чувственный, наглядно-образное мышление. Стиль межличностного поведения гибкий с тенденцией к перевоплошению в разные социальные роли. Тип реакции hy — отличается более высоким самоконтролем и подавлением вышеперечисленных свойств. Отсюда "матовые" черты личности "ишушей признания" со склонностью к лжи и

Фарисейству, а также

Со

I!

Боязливость и мнительность.

5. Выбор профессий при hy + : актеры, журналисты, манекенш, ицы, художники, обш, ественные деятели, дипломаты, продавцы, учителя, воспитатели, администраторы. При hy -: служители религиозных культов, миссионеры. портные, сфера обслуживания.

6. Социальная активность с декларацией альтруизма, участие в обш, ественных движениях, служение народу.

7. Болезненные проявления в виде истерических конверсионных симптомов (hy+) и психосоматические расстройства (hy-). Авантюризм и псевдология как варианты отклоняюш, егося поведения (hy+), ханжество (hy-). hy+ позитивно коррелирует с 4 и 5 цветами Люшера, с 3 и 9 шкалами СМИЛ, а hy — с 6 и О цветами, а также с 7 и 1 шкалами СМИЛ.

Фактор к.

1. Смешанный (к+) или слабый (к-), ригидный (к+) или инертный (к-), лево-полушарный тип ВНД.

2. Лептосомный (астенический) конституциональный тип, гипостенический тормозимый (к-) и шизоидный ригидный (к+) тип реагирования.

3. Характер, к+: рассудочность, эмоциональная холодность, эгоистическая

Сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний, оторванность от практических забот, склонность к широким обобш, ениям, оригинальность и независимость суждений, своеобразие поступков, формальность и избирательность в обш, ении, педантичность, недоверчивость, скрытность, замкнутость, к -: неуверенность в себе, повышенная мнительность и тревожность, сдержанность в проявлении чувств, застенчивость, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на нормы поведения своего круга обш, ения, повышенное чувство вины.

4. Структура личности, к +: созерцательная позиция, субъективная мотивация, раздвоенное "Я", интеллект довлеет над эмоциями, стиль межличностного поведения интровертный, стиль мышления формально-логический. В стрессе блокировка или непредсказуемые действия, заш, итная реакция — бегство в мир фантазии, к-: пассивно­страдательная позиция, выраженное "Супер-Эго", тревожно-мнительные черты, пессимистичность, преобладает мотивация избегания неуспеха, стиль межличностного поведения — пассивно-зависимый, стиль мышления — вербально-аналитический. В стрессе — блокировка и нерешительность, заш, итный механизм — бегство в мир мечтаний.

5. Выбор профессий, к +: математик, бухгалтер, солдат, печатник, фермер, инженер, механик, лаборант, экономист, счетовод, прикладное творчество, поделка по дереву,, скульптор, плотник, физик-теоретик, литературный критик. к-: педагог, филолог, философ, ученый, литератор, библиотекарь, делопроизводитель, чиновник.

6. Социальная деятельность носит оторванный от повседневных нужд характер и связана у лиц типа к — с мистикой, метафизикой, искусством, эстетикой, логикой, а при реакции к+ с экономикой, математикой, физикой. 7. Болезненно заостренные черты типа к+ трансформируются в шизоидные проявления, кататонические симптомы, аутичность, а отклоняюш, ееся поведение — в бродяжничество, социальную дезадаптацию; при к- трансформация в тревожно-мнительные черты, навязчивости, депрессивно­ипохондрические нарушения, отклоняюш, ееся поведение замкнутостью.

К+ позитивно коррелирует с О, 5 и 7 цветовыми эталонами Люшера, с 8 и О шкалами СМИЛ; к — с О и 5 цветами, с 7 и О шкалами СМИЛ.

Холодность,

Широким обобш, ениям,

Супер-Эго",

Тревожно-мнительные

Навязчивости, полной пассивностью,

Фактор р.

1 Сильный (р+) и смешанный-инертный (р-) тип высшей нервной деятель-юности.

2. Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный (б+) и смешанный ригидный (р-).

3. Черты характера, р +; спонтанность, общительность, непосредственность доведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, предприимчивость, импульсивность.

Р-; избирательность в контактах, скрытность, подозрительность, ранимость в отношении критики, скептическая оценка чужого мнения, настороженность, тенденция приписывать окружающим собственную враждебность, стремление к правдоискательству.

4. Структура личности, р +; высокая мотивация достижения успеха, экстра­вертированность, активность, ведущая потребность — власть, стиль межличностного поведения доминирующий, стиль познавательной деятельности — целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе — сверхактивность. Защитный механизм — отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации, р -; мотивация избегания неуспеха так же высока как мотивация достижения, что создает внутреннюю напряженность. Повышенная конфликтность. Внешнеобвиняющий тип реагирования. Опора на накопленный опыт. Стиль мышления инертный, конкретный, синтетический. Склонность к построению негибкой системы нарушенных межличностных отношений. Проекция собственной враждебности вовне.

5. Выбор профессии; р+; администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик.

Р-; химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальная терапия, акупунктура.

6. р+; политическая и административная активность, р -; правдоискательская активность.

7. Болезненно искаженные реакции, р +; экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение — алкоголизм, наркомания, противоправные поступки; афоризм, хулиганские действия, р -; паранойя, шизофрения; сутяжно- кверулянтские тенденции. р+ обнаруживает позитивную связь с 3 и 5 цветами, 4 и 8 шкалами СМИЛ, а р — связан со 2 и 5 цветами, 6 и 8 шкалами СМИЛ.

Проявлениях, амбициозность, стремление склонность к риску, чувство соперничества,

+;

Стиль

Деятельности

Плотник, хлебороб,

Исследовательская и

Фактор G.

1. Неустойчивый смешанный тип, подвижность нервных процессов.

2. Циклоидный конституциональный тип, циклотимический темперамент.

3. Черты характера; легко меняющееся настроение, выраженная зависимость от воздействия окружающей среды; склонность к слезам и смешливости; экзальтированность. Устойчивый выбор G + характерен для экзальтированных, общительных, ищущих новых контактов, непостоянных в любви и дружбе людей, расточительных, неумеренных во всем, радикально настроенных, лукавых. Напротив, G — означает глубину привязанности, постоянство, верность, консерватизм, склонность к самоограничению, честность и искренность.

4. Структура личности, G +; экстравертированность, оптимистичность, реалистичность, коммуникабельность, живость реакций, высокая мотивация достижения, поиски признания. Стиль познавательной деятельности эвристический, целостный. Лидерские тенденции. В стрессе

Активность. Защитный механизм — отрицание проблем.

Дезадаптация по экзальтированному типу. G-: интровертированность, пессимистичность, необщительность, преобладание мотивации избегания неуспеха. В стрессе — блокировка, зависимое поведение. Защитная реакция — отказ от реализации своих потребностей, интрапунитивные реакции; дезадаптация по депрессивному типу.

5. Выбор профессии, d+: предприниматель, коммивояжер, специалист по рекламе,

Банкир,

Литературный

Артист, журналист, художник-шаржист, сатирик, d-: антиквар, хранитель раритетов, коллекционер, литературный критик, банкир, врач-терапевт,

Экономист,

Делопроизводитель, работник библиотеки, музея.

6. Социальная активность, d +: в сфере бизнеса, общественно-административной деятельности, d-: в сфере духовных ценностей, в области масштабных финансовых операций.

7. Болезненные проявления: при устойчивом выборе d + экспансивный, ищущий признания, эмоционально-неустойчивый тип акцентуации, антисоциальное поведение (воровство, афоризм); при устойчивом выборе d — меланхолическая акцентуация, депрессивное состояние. При амбивалентной реакции или изменчивых показателях фактора — циклотимия, маниакально-депрессивный психоз, d+ позитивно связан с 4 цветом, 3 и 9 шкалой СМИЛ, а d — с 1 и О цветами, 2 и О шкалами.

Фактор т.

Стеничный (гипертимный) экстравертный оптимистичный, т + экзальтированный, т — экспансивный вариант.

3. Черты характера: т +: вовлеченности, стремление независимость, настойчивость в достижении цели, стремление потакать своим слабостям, избыточная увлеченность развлечениями, поверхностность в контактах с окружающими,

1. Сильный неустойчивый тип ВИД. Правополушарный вариант.

Активный,

2. Стеничный (гипертимный) экстравертный тип реагирования,

II

Т-:

Ищущий признания", стремление к эмоциональной впечатлительность, боязливость, стремление к сотрудничеству, сопричастности групповым интересам, потребность в самореализации, выраженный индивидуализм,

К

Самостоятельность,

Боязливость, групповым самореализации,

Контактах

Поверхностность импульсивность в высказываниях и поступках.

4. Личностная структура, т+: неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в

Контактах с окружающими,

Художественное и наглядно-образное восприятие, реакция на стресс эмоционально яркая со склонностью к

Страхам, механизм защиты психосоматический или по типу

Вытеснения. т-: мотивы поведения обусловлены эгоцентричностью сиюминутных потребностей. Самооценка завышенная. Эмоциональная жесткость. Интуитивное восприятие, опережающие опыт суждения. Защитный механизм — отрицание проблем.

Административная сфера,

5. Выбор профессии, т+: преподавание языка, зубной врач, импресарио, концертмейстер, кинорежиссер, общественник, музыкант, участник самодеятельности, клубная работа, т-: коммивояжер, агент, директор гостиницы, ресторана, главный врач больницы, зубной хирург, биржевик, предприниматель, геолог, скалолаз, водитель транспорта на дальние дистанции. 6, Социальная направленность, т+: искусство, общественная активность. т-: административная сфера, независимость от ограничивающих свободу действия жестких рамок, криминальная направленность. 7. Болезненные проявления, т+: истероидные и психосоматические расстройства, фиксированные страхи, гипомания. т-: импульсивное поведение, экспансивно­шизоидная акцентуация, алкоголизм, наркомания, аферизм, мошенничество, т+ позитивно коррелирует с 4 цветом, 3 и 9 шкалами

Т+: гипомания. алкоголизм,

Импульсивное поведение,

Мошенничество,

СМИЛ. т — позитивно связан с 3 и 7 цветами Люшера, с 4 и 8 шкалами СМИЛ.

Такими оказались сводные характеристики, базирующиеся на сопоставлении данных,

При

Р епр езентативных

Целостном портрете личности обнаруживаются

Только

По модифицированному варианту, это

Свойства следующим образом: показатели фактора h (как +, так сопряженными со слабым типом высшей нервной деятельности

Полученных при обследовании репрезентативных групп комплексом психодиагностических методик и методом объективного наблюдения. Не следует ни удивляться, ни пугаться, если в

Несовпадения и противоречия: человек соткан из противоречий. Сбалансированная (гармоничная, конкордантная) личность уравновешивается именно за счет этого противопоставления умеренно выраженных разнонаправленных свойств, в то время как акцентуация характера проявляется перевесом какой-либо заостренной черты.

На основании проведенного исследования выявлено не феноменологическое сходство показателей методики Сонди с данными других методик и позитивные стороны концептуального подхода автора теста, но обнаружены и некоторые разночтения. Они носят достаточно серьезный и принципиальный характер, поэтому на них следует остановиться подробнее. Основное, что бросается в глаза при сопоставлении толкования факторов по Сонди и по модифицированному варианту, это "корни" выявляемых свойств. Сонди расценивает каждый вектор как противоречиво­двойственное проявление одного влечения. Так, вектор S, на его взгляд, включает в себя два разнонаправленных "коренных" показателя: нежность и жесткость, душевную и эротическую тягу к людям с одной стороны и сексуальную агрессивность или мазохизм — с другой. В исследовании же корреляционные связи этих факторов с показателями других методик и с данными объективного наблюдения позволили разделить эти и -) оказались и сензитивным (тревожным, впечатлительным) типом реагирования, с конституционально хрупким, инфантильным вариантом телосложения и с показателями других методик, выявляющими меланхолические черты характера. Различия между h + и h — заключаются в основном в немного большей или меньшей общительности и в конкретно-личностном или абстрактно-человеческом адресе их привязанности.

В тоже время факторы s+ и s- обнаруживают противоположные свойства: выбор s+ характерен для лиц атлетической конституции, сильного типа ВНД, стенического типа реагирования с преобладанием агрессивно-наступательного поведения, отвергающие портреты серии s, характеризуются преимущественно лептосомным телосложением, слабым типом ВНД, тормозимыми чертами характера, пассивно­зависимыми особенностями поведения. Кроме того, первые чаще обнаруживают экстравертные, а вторые — интровертные свойства личности. Да и во многом другом они прямо противоположны друг другу как полярные типы личности. Отсюда напрашивается вывод о том, что показатели теста Сонди весьма неравномерно делятся на 1) соседствующие, близкие по общему "корню" факторы, и 2) полярные, ортогональные признаки, каждый из которых имеет свою самостоятельную базовую почву.

В приведенной на рис.16 схеме близкие, "однокорневые" факторы проставлены на разных концах той или иной хорды окружности, отражающей континуум личностных свойств и полярные соотношения между ними. Ортогональные характеристики, отражающие полярные типы реагирования и противоположные личностные свойства, располагаются на разных концах диаметров и разных полюсах окружности. В частности, следует обратить внимание на размещение показателей фактора d: вопреки утверждениям Сонди именно d — (то есть выбор, в котором отвергаемы портреты депрессивных больных) в процессе проведенного исследования оказался типичным пля пессимистичности и состояний экзальтации.

Второе принципиальное различие в концептуальном подходе Сонди и автора

Лица,

Депрессии. Напротив, выбор d+ оказался характерным для

Модифицированного метода заключается в том, что считать первичным в сложной модели личностной структуры. Опыт показал, что некоторые фрейдовские постулаты, лежащие в основе интерпретационного подхода, оказались опровергнутыми последующими исследованиями.

Автором

Так, на основании полученных автором модификации данных, характерологические черты и проблемы личности, лежащие в основе большинства невротических механизмов, теснейшим образом связаны с типологией высшей нервной деятельности и особенностями протекания нервных процессов. В связи с этим все более поздние напластования при развитии психики человека преломляются через призму индивидуального стиля восприятия, переработки и воспроизведения полученной из внешней среды информации. Например, так. ярко описанный Фрейдом анально­эротический характер в первую очередь уходит корнями в смешанный инертный тип ВНД и ригидность как ведущее свойство нервной системы, с преобладанием формально­логического мышления, базирующимся на левополушарной асимметрии. А уже во вторую очередь на этот тип реагирования накладываются ситуативно обусловленные особенности раннего либидинозного опыта с болезненно-ревнивой привязанностью к матери и неосознанно-враждебным отношением к отцу. Но, независимо от того, будет ли в его жизни такая ситуация или нет, индивид данного типа является обладателем набора присущих данному темпераменту эмоционально-динамических характеристик, на базе которых формируется жадность, ревность, завистливость, аккуратность, расчетливость, изобретательность, упорство в достижении цели и пр.

Не ранний сексуальный опыт ребенка,

Одним словом, не ранний сексуальный опыт ребенка, а генетически обусловленные свойства нервной системы составляют основу для формирования личности. Индивидуальный стиль трансформации ранних эротических ощущений и либидинозных переживаний является вторичным феноменом по отношению к базисным условиям. Особенности семейной модели отношений и экспектации социального окружения могут лишь усугублять. или нивелировать индивидные черты, формируя при этом определенный идеал собственного "Я" человека, что и способствует развитию контроля высших уровней личности над непосредственными проявлениями характера.

Личность

Лечения:

Вслед за этим расхождением с классическими психоаналитическими постулатами следует другое, связанное с вышесказанным: психоанализ как способ коррекции невротических отклонений не может формировать новые защитные механизмы взамен разрушаемых в процессе психотерапии порочных форм защиты без учета базисных личностных свойств. Если в арсенале личности какие-либо формы защиты не имеют базисной основы, то они не могут быть сформированы, и в этом случае руинизированная психотерапевтом личность окажется еще более дезадаптированной, чем до психоаналитического лечения: старые механизмы защиты порушены, а искусственно прививаемые, не формируются, т. к. не являются органичными для данного индивида. Отсюда вывод: любой вид психологической коррекции должен опираться на психодиагностическое исследование. Лишь оно дает четкое представление не только о тех формах защиты личности, которые очевидны при внимательном наблюдении и углубленной беседе с индивидом, но позволяет также судить о наличии других, латентных свойств, являющихся базой для формирования более конструктивных защитных механизмов, обеспечивающих адаптацию личности к сложным условиям.

Чем новые,

Еще одно противоречие Л. Сонди как самому себе, так и очевидности, заключается в следующем. Сонди утверждает, что между полным и нулевым выбором по какому-либо фактору нет качественной разницы: напряженная потребность сменяется состоянием разрядки. В то же время он допускает конституционально ослабленное влечение,

Проявляюш, ееся нулевыми реакциями (с чем автору книги также достаточно часто приходится встречаться). При трактовке заднепланового захода Сонди утверждает, что при рождении индивид обладает амбитендентными реакциями по всем факторам влечений, хотя ранее весьма аргументированно провозглашал наличие у каждого индивида корневых (врожденных) особенностей, на которых строится судьбоанализ каждого человека и благодаря которым проявляется его индивидуальность склонность к серьезным психическим отклонениям.

Или

Следует также отметить излишнюю категоричность некоторых клинических оценок, склонность к гипердиагностике. Так, опыт показывает, что амбивалентные ответы в норме встречаются у хорошо сбалансированных спокойных людей как признак отсутствия неудовлетворенных влечений и патологического напряжения при некоторой гипоэмоциональности. У Сонди в ряде случаев такие показатели трактуются как симптоматические проявления выраженной патологии; при этом у него же можно встретить и такой комментарий, который позволяет отнести полученные данные к нормальным реакциям. Это лишний раз должно напомнить о необходимости дополнения данных одного психодиагностического метода другим, причем они должны отличаться по типу предъявляемого стимульного материал:. вербальные тесты лучше дополнять невербальными, проективные тесты — опросниками.

В связи с вышесказанным, автор модифицированного метода портретных выборов, с бесконечным уважением к фрейдовскому учению и

Предоставляет изучаюш, ему методику читателю свободный выбор: воспользоваться традиционным вариантом обследования и толкования полученных данных или прибегнуть с экспериментально обоснованному и разработанному специально для современного психолога модифицированному тесту МПВ; кроме того, можно ассимилировать лучшее из каждого подхода.

Схема интерпретации факторов при разных количественных показателях и

Относясь

Фрейдовскому учению

Опыту Сонди,

Толкования полученных данных

Кроме того,

В сочетании с другими факторами не входит в противоречие с таблицей психоаналитического толкования факторов по Сонди, однако в ней используется более близкий современному психологу тезаурус, т. е. понятийный и словарный запас. Кроме того, несколько нивелирована избыточно ориентированная на сексуальные аспекты трактовка психологических проблем и

Больше звучат индивидуально-личностные

Свойства. Смягчены излишне категоричные психиатрические оценки состояния, так как некоторые толкования Сонди грешат гипердиагностикой. В то же время глубинная судьбоаналитическая интерпретация по Сонди (как это вскоре станет ясно работаюш, ему с методикой психологу) является достаточно близкой и понятной для тех, кто хорошо знаком с учением Зигмунда Фрейда и ориентируется в вопросах психоанализа, используя эти знания в психотерапевтическом подходе.

Итак, внимательное изучение методики убеждает нас в том, что она не проста для освоения, что ее интерпретация не только своеобразна и изобилует

Психоаналитическими понятиями, но и расставляет жесткие акценты в канве личностных проблем человека. Выявляя глубинные механизмы психических процессов неосознаваемые аспекты личности, тест обрисовывает человеческие качества далеко не всегда лестными характеристиками. Многое не воспринимается обследуемым лицом лишь из-за того, что исследование затрагивает глубинные проблемы личности, которые не поддаются контролю сознания; иные выводы могут задевать его самолюбие из-за недостатка самокритичности. Поэтому полученные данные адресуются в первую очередь вдумчивому психологу, который озабочен тем, чтобы не навредить обследуемому человеку, не вызвать у него негативную реакцию. В то же время, применение данного

Сочетании с другими психодиагностическими методиками

Обсчету данных, автором

Теста в сочетании с другими психодиагностическими методиками в контексте имеюш, ихся об обследуемом сведений и его конкретной ситуации дает дополнительные возможности для раскрытия неповторимой человеческой индивидуальности.

Не обязательно использовать возможности методики во всем ее многообразии с применением разных формул и коэффициентов: для начала достаточно освоить самые простые правила вычерчивания профиля и подсчета результатов, а также разобраться с таблицами толкования. Школьным психологам и профконсультантам лучше использовать адаптированный вариант интерпретации с типологическим подходом и рекомендациями по выбору профессии. Медицинский психолог в праве выбрать тот вариант, который ему больше импонирует в связи с задачами проводимого исследования. Второй план исследования (довыбор оставшихся портретов из каждой серии — 2 более приятных и 2 менее приятных — после первого, основного выбора) в модифицированном тесте используется в основном для выявления характера и профессионального тропизма у тех обследуемых, данные которых по первому выбору оказались маловыразительными и свелись к полной уравновешенности всех тенденций. При этом баллы высчитываются простой суммацией показателей первого (переднепланового) и второго (заднепланового) выборов, что позволяет расставить акценты в структуре личностных свойств и дать соответствуюш, ие рекомендации.

Для облегчения и большей эффективности труда психолога, избавления его от рутинной работы по отбору и обсчету данных, автором книги совместно с программистом Л. Я.Хвостовым разработана компьютерная программа по тесту Конди. Она работает как в диалоговом режиме (с предъявлением 6 серий по 8 портретов на экране монитора в каждом предъявлении), так и по данным, полученным при обычном обследовании. При этом компьютер дает как психоаналитическую, так и индивидуально­типологическую интерпретацию с рекомендациями по выбору профессии Автоматически выводятся формулы и коэффициент напряженности. Повторные исследования могут успешно использоваться в процессе длительного психотерапевтического контакта с пациентом, в том числе при коррекции состояния методом психоанализа.

В связи с широкими возможностями теста в выявлении разных сторон и свойств личности, методика последние годы успешно применяется в психологическом профориентационном, суицидологическом, при кадровом и профессиональном отборе, в службе охраны, в спорте, в правоохранительных органах и в Использование метода портретных выборов значительно обогаш, ает целостное представление о личности, помогая психологу понять сложные механизмы развития некоторых форм переживания и поведения человека, истоки которых лежат в глубинах бессознательного.

Методика последние годы успешно применяется консультировании — семейном,

Педагогическом,

Клинике пограничных расстройств.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago