Categories: Статьи

10.2. Политическая идеология

Понятие идеологии Мы уже знаем, что в содержательном

Отношении политическое сознание включает в себя также идеи и представления, в которых раз­личные группы людей осознают свое место в социально-поли­тической действительности, свое отношение к ней, свои инте­ресы и устремления. Этот элемент политического сознания принято называть идеологией. Рассмотрим более подробно смысл данного понятия.

Термин Идеология (от греч. idea — мысль, замысел и logos — слово, понятие) ввел французский ученый Дестпют де Траси (1754-1830), который под таковой понимал теорию идей, т. е. учение о происхождении идей, их взаимодействии и пе­реходе от одних к другим. Иными словами, понятие «идеоло­гия» первоначально использовалось для обозначения «пауки» об идеях, т. е. самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволю­ции идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изу­чающих человеческую психику и сознание [66. С. 67, 264].

Однако указанный первоначальный смысл за понятием «идеология» не закрепился и ныне данный термин имеет иное значение. В научной литературе и общественно-поли­тической практике утвердился подход к пониманию идеоло­гии как Формы выражения интересов социальных групп и общностей, которые как социально-политические субъекты противостоят друг другу. В современном смысле этого слова иод идеологией принято понимать систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социаль­ной деятельности, направленной на закрепление или изме­нение (развитие) данных общественных отношений [110. С. 206J. Идеология в таком значении включает в себя миро­понимание, лозунги и директивы деятельности, связанные условиями жизни и практическими устремлениями опреде­ленных общностей людей.

Как форма сознания идеология представляет собой чрезвы­чайно сложное явление. Претендуя на систематизированное изложение своего содержания, идеология но сути ие обладает собственной системой понятий, она пользуется понятиями и категориями практически всех социально-гуманитарных наук. Любая идеология есть совокупность философских, политичес­ких, экономических, правовых, этических, эстетических и ре­лигиозных но своему предмету взглядов п предпочтений, но­сителями которых являются определенные социальные группы и общности и содержание которых отвечает интересам и устремлениям этих групп и общностей. По этой причине ти­пичным признаком идеологии в отличие от других форм об­щественного сознания является разнородность ее внутреннего содержания, которое может создавать впечатление эклектич­ности и слабой согласованности ее различных элементов.

Как таковая, идеология всегда есть определенная Система взглядов и Идей, в которой концептуально осознается и оцени­вается отношение людей к социальной действительности и друг к другу. Поэтому внешними формами выражения содер­жания идеологии, как правило, выступают социально-полити­ческие учения, концепции и доктрины. Причем идеология мо­жет быть зафиксирована явно в виде одного систематизиро­ванного учения, как это имеет место в случае мировых рели­гий и марксизма, или может быть рассеянной по многочислен­ным и разнородным текстам так, что изложить ее в виде еди­ного учения представляется весьма затруднительным делом. Возможны смешанные варианты между этими крайностями.

Особенность идеологии, состоящая в ее тесной связи с интересами различных социальных групп и общностей, при­водит в зависимости от основного социального носителя к появлению ее различных Видов: рабовладельческой, фео­дальной, буржуазной, пролетарской, мелкобуржуазной и т. п. Данные виды идеологии дополняют многие другие ее виды: например, идеология национальная, государственная, пар­тийная, политическая, официальная, оппозиционная и т. д. В последнее время все чаще выделяются различные виды идеологии, так сказать, по сферам или направлениям соци­альной жизни: гуманитарная идеология, экономическая иде­ологий, экологическая идеология, идеология прав человека ит. п. Но последние из названных понятий, с нашей точки зрения, не вполне корректно определять как виды идеоло­гии, имеющие конкретного носителя; по существу они, ско­рее, есть выражение позиции исследователя по определен­ным социальным проблемам, которая может представлять интерес для различных субъектов общественных отношений. Однако это обстоятельство не исключает, а наоборот, пред­полагает использование такого рода концепций и доктрин при разработке и собственно идеологических систем.

Отмеченная особенность идеологии приводит к тому по­ложению, что каждый социальный субъект стремится пред­ставить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов, потребностей всего общества: точ­ное или искаженное, объективное или субъективное, но — общества в целом. На это обстоятельство впервые обратил внимание К. Маркс, который писал, что всякий класс, стре­мящийся к господству или отстаивающий его, «уже для до­стижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е., выражаясь аб­страктно, придать своим мыслям форму всеобщности, изоб­разить их как единственно разумные, общезначимые» [72. Т. 3. С. 47J. Причем это в равной мере относится как к вос­ходящим, прогрессивным социальным субъектам, так и нис­ходящим, реакционным субъектам политики: как те, так и другие с одинаковой настойчивостью стремятся представить себя как приверженцев лучшей судьбы страны, общества, го­сударства. В действительности же, согласно Марксу, идеоло­гия господствующей социальной силы и является доминиру­ющей в обществе системой идей, идеалов и ценностей.

Политическая идео — Понятие «политическая идеология» логия имеет более узкий и специфический

Смысл. Это — относительно системати­зированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений — ин­дивиды, социальные группы, классы, нации, общности, — отра­жают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общест­венных отношений, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Если употреблять более краткую формулу, то политическую идеологию можно определить и так: она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целыо реализации своих интересов.

Здесь необходимо обратить особое внимание на Специфи­ку политической идеологии как формы сознания, а именно — на функциональную зависимость содержания той или иной идеологической конструкции (т. е. определенной системы) от интересов и политических устремлений того социального субъекта, из которого исходит данная идеология. Полити­ческая идеология представляет собой упорядоченную систе­му представлений как о существующей социально-полити­ческой действительности, так и о необходимых ее изменени­ях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Иначе го­воря, любые идеологические конструкции, независимо от их содержания, обосновывают определенную модель общества и политической системы, пути и средства упрочения или практической реализации этой модели. Можно сказать еще и так: политическая идеология — это разновидность корпо­ративного сознания, отражающая групповую точку зрения относительно существующей социально-политической действительности и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок этой действительности.

Сказанное о сущности политической идеологии как соци­ального явления предопределяет необходимость при анали­зе содержания любой конкретной совокупности социально — политических идей выделять в ней, по крайней мере, две стороны или, согласно терминологии Л. С. Саиистебан, раз­личать два плана: Явный и Скрытый [94. С. 65-66J. Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдви­гаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа той или иной системы идей заключается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и сооб­щений, в точном определении их смысла. На первом этане анализа даются ответы на вопросы: в чем состоят содержа­щиеся в данной системе идей утверждения и как они соот­носятся с существующей социально-политической действи­тельностью? Установив явную сторону в содержании идео­логии, следует переходить к анализу ее неявной, т. е. скры­той, стороны. На данном этапе устанавливается соотноше­ние между содержащимися в идеологии сообщениями и по­ложениями и интересами и целями тех социальных субъек­тов, которые разделяют данную систему идей. При этом не­обходимо выявлять мотивы принятия ими и защиты опре­деленных политических утверждений. Вторая задача ана­лиза идеологии, следовательно, сводится к поиску ответа на вопросы: какие социальные субъекты (группы, классы и их отдельные представители) и почему идентифициру­ют себя с данной совокупностью социально-политических идей. Иначе говоря, на втором этане анализа выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.

Поскольку каждый социальный субъект стремится пред­ставить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов и потребностей всего общества, то далеко не в каждом идеологическом построении деклариру­ется, как это делает марксизм, интересы каких социальных классов или групп она выражает и обслуживает. Идентифи­кация социальных субъектов с той или иной идейно-нолити — ческой доктриной происходит преимущественно стихийно. Это только отдельные интеллектуалы — те, кто создают по­литические идеологии, — заведомо отдают себе отчет в том, каким социальным группам они адресуют свои творения. Политические же позиции индивидов и социальных групп но большей части определяются их положением в системе социально-политических отношений и их идеологические предпочтения обусловливаются именно этим фактом. По ме­ре накопления политического опыта и идейной информиро­ванности социальные субъекты начинают сознавать, что оп­ределенная система представлений и идей, изложенная в уже существующих текстах, соответствует и их пониманию социально-политической действительности. Таков, в основ­ном, механизм идентификации социальных субъектов с той или иной идеологией.

Следует отметить также и то, что занимаемое индивида­ми и социальными группами положение в обществе хотя и обусловливает их самоидентификацию с той или иной идео­логической доктриной, все же оно не механически предопре­деляет их идейно-политические предпочтения. Иногда зани­маемое индивидом или социальной группой положение в системе общественных отношений может вступать в проти­воречие с разделяемой данным субъектом идеологией. Такое случается, как правило, в переломные моменты развития об­щества, когда новые социально-политические идеи овладева­ют умами самых различных групп людей. Это ситуации, ког­да еще далеко не осознана скрытая сторона новой идеологии, т. е. когда еще неясно, интересы какого социального субъек­та выражает и обнаруживает данная, внешне привлекатель­ная, система идей. Так случилось с теми дворянами, которые разделяли идеи Великой французской революции, затем — с представителями различных слоев буржуазии в России, при­нявших социалистическую идеологию, наконец — с интелли­генцией и широкими категориями трудящихся в Советском Союзе, вдруг вставшими на позиции либерализма.

Присущая политическим идеологиям внутренняя проти­воречивость, т. е. эклектичность и недостаточная согласован­ность между их отдельными положениями, может быть при­чиной расхождения в интерпретации их содержания. В иде­ологическом тексте всегда можно найти положения, которые приводят к различным интерпретациям важнейших вопро­сов социально-политической жизни, либо положения, кото­рым при истолковании можно придать противоположный смысл. Из этого факта вытекает то, что па основе одного и того же комплекса идей могут возникать и развиваться со­перничающие между собой политические движения. В таких случаях каждое из этих движений претендует на роль под­линного «интерпретатора и последователя» соответствующей идеологии. Такого рода примеры можно привести но каждо­му из традиционных идейных течений — и по либерализму, и по консерватизму, и но социализму. Практически внутри каждого из них сосуществуют или находятся в конфронта­ции друг с другом различные школы и направления. Особен­но показательна в этом отношении марксистская социалис­тическая идеология, на основе которой в XX в. развивались два весьма мощных политических движения — коммунисти­ческое и социал-демократическое.

Уровни политической Будучи составной частью обществен — идеологии ного сознания, политическая идеоло­-

Гия также есть многоуровневый фе­номен. По крайней мере, можно выделить теоретико-концеп­туальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее проявления.

Теоретико-концептуальный уровень политической идео­логии образуют литературные сочинения — статьи, моногра­фии, доклады, диссертации и т. п., — в которых концептуаль­но, т. е. в виде учений, теорий, концепций или доктрин, из­лагаются оценки существующей социально-политической действительности, исходящие из интересов и идеалов опре­деленного слоя, класса, нации или государства. На данном уровне формулируются общие принципы политической дея­тельности социальных субъектов и обосновываются их по­литические устремления. Причем теоретико-концептуаль­ный уровень предполагает, с одной стороны, ту или иную степень абстрактности и полноты изложения составляющей определенную идеологию совокупности положений, а с дру­гой — возможность редукции, т. е. сведения множества про­тиворечивых идейных положений к какому-либо одному или нескольким базовым, основополагающим положениям (например, в-либерализме таким базовым положением явля­ется идея свободы индивида). Благодаря этому сложнейшая идеологическая конструкция при необходимости может быть представлена просто и компактно, что делает ее доступ­ной для восприятия рядовой массой людей определенной ориентации. По сути дела, это уровень политической филосо­фии данной социальной группы, выражающий ее основные ценностные ориентации, идеалы и принципы.

На Программно-политическом уровне общие идейные прин­ципы и политические установки трансформируются в полити­ческие программы, конкретные социальные требования и ло­зунги. Их содержание закрепляется, как правило, в форме раз­личного рода политических документов практической направ­ленности — программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях и т. и. В них акцептируются те или иные пробле­мы общественной жизни, наиболее обстоятельно артикулиру­ются интересы граждан, указываются пути их реализации.

Особо следует подчеркнуть значение Политической про­граммы как непременного компонента политической идеоло­гии. Иногда понимают программу как систему запланиро­ванных действий и целей, как «документ», «источник», содер­жащий описание данных действий. На наш взгляд, полити­ческую программу следует понимать гораздо шире. Она фор­мулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориен­тиры, а также определяет пути и способы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к поведению своих сторонников, благодаря чему идеология распространяет свое воздействие не только на интеллектуальную, но и па волевую сторону со­знания. Политическая программа, таким образом, есть кон­кретизация идеологии но направлениям, принципам, сред­ствам и методам действия.

На Обыденно-актуализированном уровне идеология вы­ступает в качестве феноменов индивидуального и группового сознания, определенных политических установок и ориентаций ее носителей и проявляет себя в различных формах по­литической активности (или пассивности) ее носителей. На этом уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные передачи и рекламу, в учебники и произведе­ния искусства. Данный уровень характеризует степень осво­ения индивидом, социальной группой или общностью со­держания определенной совокупности политических идей, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики.

В обыденном употреблении термину «политическая идео­логия» зачастую придается иронический смысл, а люди, гене­рирующие политические идеи, воспринимаются едва ли не как обманщики или шарлатаны. Начало этой традиции поло­жил в свое время Наполеон, который пренебрежительно иа — звал своих политических противников «идеологами», обви­няя их в том, что иод маской радужных идей они скрывают свои истинные устремления. И поныне многие люди понима­ют идеологию не иначе как ложные, иллюзорные представле­ния, противоречащие здравому смыслу и реальным потреб­ностям жизни. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, тем, что в политике действительно нередко эксплуатируются идеи, оторванные от практических вопро­сов общественной жизни, от реальных интересов каких бы то ни было социальных слоев. Но это обстоятельство никак пе упраздняет роли идеологии в политической жизни: это место никогда пе бывает вакантным. В переломные моменты общественного развития, когда рушатся прежние идеологи­ческие устои, оно заполняется новыми политическими иде­ями и представлениями, носителями которых являются те социальные силы, которые претендуют па политическое гос­подство в обществе. Другое дело, что па уровне обыденного сознания не сразу постигается смысл и значение новой иде­ологии, и потому у некоторой части граждан создается ил­люзия возможности отсутствия таковой.

Во-вторых, противостоящие друг другу социальные субъ­екты стремятся абсолютизировать собственную систему идейио-политических воззрений, представить ее, пользуясь словами Гегеля, самой или единственно «разумной и действительной», а идеологию своего противника — всячески дискредитировать, представить ее в глазах общественности как ложную и более того — общественно опасную. Такие уси­лия, как правило, не остаются полностью безрезультатными, поскольку любая идеология, как пишет немецкий философ и социолог Карл Манхейм (1893-1947), содержит в себе фе­номены, которые соответствуют «целой шкале определений — от сознательной лжи до полусознательного инстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана» [66. С. 56J.

В-третьих, будучи формой сознания, идеология также исто­рична как ио содержанию, так и по способам своего выраже­ния. Те социально-политические ценности и идеалы, которые людям одной исторической эпохи кажутся вполне естествен­ными, разумными и ясными, людям другой эпохи представля­ются противоестественными, фантастическими и туманными. Истинность и действительность любой идеологической конст­рукции относительны, т. е. ее наличное содержание, как и фор­мы его выражения, изначально обречены па то, чтобы стать с течением времени предметом критики и отрицания.

Отмеченная особенность политических идеологий поз­воляет квалифицировать их как особый тин верований и предубеждений людей. Как известно, вера есть принятие каких-либо идей, сообщений, утверждений и положений в качестве истин без их непосредственного опытного и рацио­нального обоснования. Особенность научных положений и утверждений состоит в том, что они имеют под собой объективное обоснование и предполагают систематиче­ский контроль своей истинности. Верование же считается справедливым без какого-либо анализа и контроля. Надо заметить, что верование есть имманентное, т. е. органиче­ски и естественно присущее человеческой психике свойст­во. Благодаря ему люди принимают как истинные многие научные положения, не утруждая себя всякий раз их опыт­ной проверкой или рациональным обоснованием. Тем бо­лее люди принимают как истинные те относящиеся к соци­ально-политической сфере их жизнедеятельности идеи и утверждения, которые соответствуют их интересам и пот­ребностям.

Как видно, политические идеологии есть, в сущности сво­ей, совокупности идей и представлений, принимаемых опре­деленными группами людей в качестве истинных без стро­гих доказательств, которые тесно связаны с интересами чле­нов таких групп и которые ориентируют их в системе обще­ственных отношений и оправдывают их социально-полити­ческие действия. Именно данная суть идеологии акцентиру­ется в следующем ее определении К. Яснерса: «Идеологией называется система идей или представлений, которая слу­жит мыслящему субъекту в качестве абсолютной истины, на основе которой он строит свою концепцию мира и своего по­ложения в нем, причем таким образом, что этим он осущест­вляет самообман, необходимый для своего оправдания, для маскировки своих подлинных интересов, для того, чтобы тем или иным способом уклониться от требуемых решений к своей выгоде в данной ситуации» [133. С. 146J. Однако и это обстоятельство нисколько не умаляет значение идеологии в политических отношениях.

Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций людей, предрасполагают их к действию, нацеленному па осуществление признанной ими наилучшей формы общественного устройства. Без таким об­разом понимаемой идеологии не может существовать ни од­но социально-политическое движение, ни одна политиче­ская партия. Без идеологии не может быть успешной дея­тельности политиков независимо от их взысканий по данно­му вопросу (имеются в виду появляющиеся время от време­ни разговоры о «деидеологизации» политической жизни).

Идеология и наука Природа и социальная действитель­ность

Как объекты научно-теоретического познания радикально отличны. Природа — такая действительность, которая существует сама но себе стихий­но и независимо от людей, а социальная действительность — плод творчества людей. Общественная жизнь — это прежде всего определенные взаимоотношения между людьми, она буквально слита с интересами, целями и устремлениями лю­дей. Поэтому в отличие от естественнонаучного знания, со­держание которого зависит лишь от технологии его производ­ства, социальное знание опосредовано прежде всего интере­сами и устремлениями людей. Осмысление ими обществен­ной действительности всегда переплетается с представлени­ями о том, какой она должна быть с точки зрения познаю­щего объекта. Следовательно, нет и не может быть такой со­циально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и идеологически нейтральной, т. е. лишенной какой бы то ни было связи с те­ми или иными интересами социальных субъектов. В этом состоит их специфика по сравнению с естественнонаучными теориями, которые в идеологическом отношении нейтральны. Поэтому любые социально-политические учения, теории, концепции и доктрины должны быть отнесены к идеологиям.

Данной особенностью социально-политических представ­лений обусловлено их многообразие. Трудно даже просто пе­речислить все социально-политические учения, теории, кон­цепции и доктрины, которые существуют в современном ми­ре. Среди них, несомненно, следует назвать социалистиче­ский идеал общественного устройства, социально-политиче­ские идеи консерватизма, либерализма, анархизма, революци­онной демократии, разнообразные религиозные социальные доктрины. Все они в той или иной мере отражают интересы и устремления определенных социальных групп и потому не совпадают, конкурируют и копфронтируют друг с другом как в части интерпретации одной и той же социальной реально­сти, так и в части представлений о ее желательном состоянии.

Вместе с тем нельзя сказать, что между перечисленными идейно-политическими воззрениями совершенно нет ничего общего. Напротив, все они включают в себя положения, ко­торые однозначно трактуются представителями различных идейно-теоретических направлений. Любая социально-поли­тическая теория, концепция или доктрина содержит в себе какую-то совокупность научных, т. е. объективных, знаний. Именно поэтому практически все социально-политические учения, концепции и доктрины претендуют на то, чтобы на­зываться «научными». Однако каждая конкретная идейно — политическая конструкция из множества имеющихся науч­ных истин отбирает и включает в себя только такие, которые могут быть полезны в практической деятельности той груп­пы лиц, интересы которой она обслуживает. Поэтому нам представляется бессмысленным говорить о научности какой — либо одной социально-политической теории или доктрины и иенаучпости всех других. Однако о степени научности той или иной системы социально-политических представлений говорить можно, и эта степень определяется тем, в какой ме­ре научные знания отвечают интересам носителей данной совокупности взглядов и идей.

Таким образом, идеология и наука, политическая идеоло­гия и политическая наука (социально-политическая теория) в частности, — явления не тождественные. Если задачей первой выступает главным образом отражение интересов различных социальных субъектов, обоснование их устремлений и оправ­дание их политических действий, то задача второй — отраже­ние социально-политической действительности, такой, какой она является па самом деле, поиск объективного знания об этой действительности. Если первая может включать в себя заведомо ложные идеи — мифы, допущения, эмпирически не­подтвержденные положения, то вторая стремится избавлять­ся от непроверенных фактов, ошибочных выводов и сужде­ний. Тем пе менее политическая идеология и социально-по­литическая теория не исключают друг друга, а напротив, су­ществуют в тесном единстве. В содержании любой социально — политической теории, концепции или доктрины синтезируют­ся результаты как научного познания социальной действи­тельности, так и субъективного осознания людьми своих ин­тересов, политических позиций и устремлений.

Функции политиче — Итак, политическая идеология (соци — ской идеологии ально-политические теории, концен-

Ции, доктрины) есть существенный элемент политического бытия. Политическая идеология, в силу отмеченной выше ее специфики как формы обществен­ного сознания, выполняет ряд социальных функций, важ­нейшими из которых являются познавательная и мобили­зационная.

Познавательная функция политической идеологии нахо­дит свое выражение в том, что, с одной стороны, в процессе своего формирования и развития социально-политические теории, концепции и доктрины в той или иной мере отража­ют объективную реальность, а с другой — усваивая опреде­ленную совокупность социально-политических идей, тем са­мым социальные субъекты получают и определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе обществен­ных отношений, о своих социальных потребностях и интере­сах, а также о путях их реализации с помощью политической власти. Эту свою функцию политическая идеология выпол­няет в такой мере, в какой ее конкретные теории, концепции и доктрины отражают социально-политическую действи­тельность так, как она есть. Именно поэтому перед идеоло­гами неизменно стоит задача тесно связать, органично объ­единить выдвигаемые ими социальные цели, идеалы, ценно­стные ориентиры с объективно-правдивой картиной соци­ально-политической действительности. В противном случае идейпо-политическая концепция или доктрина пе будет об­ладать необходимым авторитетом среди тех социальных субъектов, чьи интересы она выражает и на кого она рассчи­тана.

Мобилизационная, или прагматическая, функция полити­ческой идеологии вытекает из того ее свойства, что это всегда есть система социально значимых идей, выдвигаемых опреде­ленными социальными классами, слоями, группами и общнос­тями. Основное назначение идеологии — быть средством ук­репления или, наоборот, изменения существующей социально — политической действительности, побуждать ее носителей к действию. Намечая общие направления развития общества, формулируя проблемы социальной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политические идеи способствуют активиза­ции и консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность. Превращаясь в факт сознания, поли­тические идеи и программы приводят людей в состояние го­товности и решимости добиваться их осуществления. В этом суть мобилизующей функции политической идеологии.

Эта функция политической идеологии находит свое про­явление и в таком аспекте, как оправдание действий участ­ников политического процесса. Идейно-политические уче­ния, теории, концепции и доктрины в одних случаях оправ­дывают политические действия, направленные па сохране­ние и укрепление существующего социально-политического порядка (господствующие идеологии), в других — оправды­вают политические действия, направленные на его частич­ные изменения либо радикальное преобразование (рефор­мистские и революционные идеологии). Иными словами, политическая идеология есть интеллектуальное орудие оправдания существующей социально-политической дейст­вительности либо необходимости ее изменения.

Необходимость поиска мотивов, оправдывающих дея­тельность субъектов политических отношений, вытекает прежде всего из нравственных потребностей людей. Полити­ческие идеологии позволяют избежать чувства вины, кото­рое может овладеть людьми, совершающими определенные политические действия. Поэтому все идейно-политические учения и доктрины апеллируют к ценностям общества, они пытаются представить соответствующие политические уста­новки и действия таким образом, что они объективно на­правлены па реализацию принятых в обществе ценностей. Политическое действие в таком случае предстает не как обеспечение эгоистических интересов определенных соци­альных субъектов, а как реализация общепринятых нрав­ственных, этических, религиозных и т. п. принципов. Благо­даря такого рода оправдательным мотивам люди действуют с чувством уверенности в том, что преследуют благородные общественные цели, а сами они — лишь орудие достижения этих целей. Все это делает политическую идеологию не толь­ко нравственной опорой отдельных социальных групп, но и необходимым средством организации жизнедеятельности каждого общества в целом.

Однако обе эти функции социально-политических тео­рий все же не следует абсолютизировать. Поскольку все со­циально-политические воззрения функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интерпретации политической действительности, как мы убедились, они имеют тенденцию к ее искажению. Эта тен­денция тем сильнее проявляется, чем эффективнее данная идеология оправдывает линию действия, соответствующую интересам ее носителя. И хотя авторы тех или иных идеоло­гических доктрин периодически подновляют их в соответст­вии с новыми реальностями и последними научными дости­жениями, тем не менее представленная в них картина соци­ально-политической действительности всякий раз остается искаженной. Это обстоятельство ограничивает познаватель­ную функцию идеологии. Что касается их мобилизующей функции, то также важно помнить, что недостаточно выдви­нуть, пусть самые верные и научно обоснованные идеи: глав­нейшая проблема всегда — реализуемость этих идей, объек­тивная возможность их претворения в жизнь. Даже самые привлекательные и систематизирующие их теории, концеп­ции и доктрины, по сути, не могут сделать больше того, что позволяет сама социально-политическая действительность. В конечном счете в истории реализовывались те социально — политические идеи, которые выражали жизненные потреб­ности реальных социальных сил, подлинные общественные нужды, для осуществления которых в обществе возникли не­обходимые объективные предпосылки.

В числе других функций политической идеологии чаще всего называются: Легитимирующая — оправдание существу­ющей политической системы и проводимой властями поли­тики либо обоснование необходимости утверждения нового общественно-политического устройства; Интеграционная — обеспечение целостности политического сообщества па ос­нове утверждения в массовом сознании идей властвующего субъекта; Нормативно-оценочная, или Аксиологическая, — установление критериев оценки существующих в обществе явлений экономического, политического, правового, нрав­ственного, религиозного, эстетического и иного порядка. Очевидно, что данные функции политической идеологии — их число может быть и большим — носят по отношению к двум основным дополняющий характер.

Основные идейно-по- В общем обзоре процесса становления Литические течения и развития политических идей и тео­-

Рий было показано, что основные поли­тические течения современного мира сформировались в Новое время и таковыми являются либерализм, консерватизм и соци­ализм. Там же были названы имена тех мыслителей, которых принято считать «отцами-основателями» данных идеологий. Теперь, когда мы уже знаем, что такое идеология и какую роль она играет в политике, приведем также положения, которые составляют основу каждой из этих идеологических систем.

Либерализм как вполне сложившаяся система полити­ческих идей утверждается не ранее начала XIX в., хотя от­дельные его элементы формировались на протяжении пред­шествующих трех столетий. Классический либерализм явил­ся продуктом распада феодализма и становления капиталис­тического общества; его идеи выражали интересы и полити­ческие устремления поднимающегося промышленного клас­са, т. е. буржуазии. В силу этого либерализм стал доминиру­ющим идейно-политическим течением Запада, которое и по­ныне оказывает определяющее воздействие на общественно — политическую жизнь многих стран.

Основополагающей ценностью либерализма, на которой базируются все другие его идейные постулаты, является Ин­дивидуализм. В этой доктрине провозглашается приоритет интересов индивида над любой социальной группой или кол­лективом. Не менее важной ценностью здесь выступает Иде­ал свободы личности. Из него вытекает стремление обеспе­чить каждому человеку возможность действовать по своему усмотрению и одновременно нести личную ответственность за результаты своей деятельности, за свое благополучие и по­ложение в обществе. Условиями реализации такой возмож­ности либерализм рассматривает ограничение объема и сфе­ры деятельности государства, защищенность — прежде всего от произвола государства — частной жизни человека. Государ­ство при этом признано выполнять, но распространенному выражению, роль «ночного сторожа» и потому его функции сводятся к охране частной собственности, обеспечению обще­ственного порядка и защите страны от внешней опасности.

Идеал свободы индивида либерализм распространяет на все сферы человеческой жизнедеятельности. В Экономике от­стаивается положение о том, что свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свобод­ная конкуренция есть универсально значимые механизмы об­щественного прогресса. Потому основатели либерализма ак­тивно поддержали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг «Laissez Jaire» («не мешайте действовать»), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. В Политической сфере обосновывается неотчуждае­мость основных прав и свобод человека, отстаиваются прин­ципы демократии и политического представительства, разде­ления властей, взаимной ответственности государства и граждан. В Социальной сфере либерализм исходит из принци­па изначального равенства людей, т. е. из положения о том, что люди «рождаются равными»; правда при этом вместо идеи социального равенства отстаивается идея «равенства возможностей», что, как считается, позволяет каждому реали — зовывать свой потенциал, который изначально неравный. В Духовной сфере провозглашается принцип свободы совести, право граждан самостоятельно формировать и свободно вы­ражать свои идейные взгляды и мировоззренческие позиции.

По мере развития капиталистического общества станови­лось все более очевидным, что свободная рыночная конку­ренция порождает новые проявления социальной несправед­ливости. В этих условиях в рамках либерализма сформиро­вался ряд новых идей и принципов, составляющих содержа­ние Неолиберализма, или Социального либерализма. Новое в воззрениях либералов нашло свое выражение прежде всего в признании позитивной роли государства в организации об­щественной жизни, необходимости государственного вмеша­тельства и регулирования экономических процессов. Осо­бую роль в такой переориентации либерализма сыграли идеи английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946), согласно которым процветание общества может быть обеспе­чено в рамках регулируемого капитализма, когда решение основных экономических задач берет на себя правительство. С целью смягчения социальной несправедливости неолибе­ралы стали вменять в обязанности государства социальную защиту граждан, особенно тех групп и слоев населения, ко­торые испытывают наибольшие трудности. Это положение нашло сове выражение в замене идеи «государство — ночной сторож» на идею Социального государства, или Государства всеобщего благоденствия.

Консерватизм в основном сформировался к концу XVIII в. Его идеи явились своего рода реакцией на рост либеральных настроений и события Великой французской революции 1789 г. Книга Э. Берка «Размышления о революции во Фран­ции», которая считается чем-то вроде библии консерватизма, появилась буквально на следующий год после начала этой ре­волюции. Выступив с резкой критикой либеральных идей и революционной практики, консерватизм тем самым встал на защиту устоев традиционного (феодального) общества. Од­новременно он явился выражением интересов господствую­щих социальных сил этого общества. Во все последующие вре­мена эта идеология также объективно служит целям сохране­ния и укрепления существующих форм общественной жизни.

Ключевым положением идеологии консерватизма являет­ся понимание общества как Органической реальности и уве­ренность в том, что его нельзя перестраивать, как машину. Государство при таком подходе предстает не как результат общественного договора, а как продукт общественной необ­ходимости, в которой появляется и воля Провидения. Из это­го положения вытекают и многие другие постулаты консер­ватизма. Это прежде всего представление о том, что челове­ческий разум ограничен в свих возможностях постижения общества в его тотальности, осознания смысла и цели соци­ального процесса и определения места человека в этом про­цессе. Это, далее, положения о несовершенстве и даже гре­ховности человеческой природы, о врожденном неравенстве людей, о неизбежности и благотворности общественной ие­рархии. Власть в понимании консерваторов в известном смысле исходит пе снизу, а сверху: когда-то ее носителем считалась «природная аристократия», а сегодня — люди, обла­дающие образованием и опытом. Консерваторы признают принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, однако они трактуют их как результат проявления естественного жизненного начала. Политичес­ким идеалом консерватизма является сильное государство, убежденность в необходимости правления закона, понимание законопослушания граждан как формы индивидуальной сво­боды. Консерваторы придерживаются идеи исторического единства прошлого, настоящего и будущего, преемственнос­ти и эволюционного обновления социальных связей, переда­ющихся от предков к потомкам. Они считают, что будущее должно выводится из прошлого, и потому большое значение придают формированию исторического сознания своих наро­дов, уважительного отношения к наследию прошлого, рели­гиозным традициям и устоявшимся социальным ценностям.

Современная модификация этого идейно-политического течения, сложившаяся в последней четверти XX в. как реак­ция на неолиберальные идеи, называется Неоконсерватизмом. В представлениях неоконсерваторов доминируют две цент­ральные идеи: подчинение индивида государству и обеспече­ние политической и духовной общности нации. Разумеется, новые консерваторы в экономике исходят из приоритета частной собственности и свободы рыночных отношений; в этом вопросе они не имеют существенных расхождений с либералами. Но они категорически против того, чтобы глу­бинный смысл и конечные цели общественного развития объяснялись в категориях индивидуализма, свободы личнос­ти, демократии и т. д. Согласно консервативному мышле­нию, этот смысл и цели определяются интересами общности (государства, нации). Отсюда и основной постулат неокон­серватизма — политические решения должны приниматься в общих интересах нации, а не каких-либо личных, частных или групповых. Для утверждения авторитета своего государ­ства новые консерваторы отличаются решимостью приме­нять любые, в том числе военные, средства и демонстриро­вать постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации».

Социализм как политическая идеология оформился в пер­вой половине XIX в., хотя некоторые его идеи своими корня­ми уходят в эпоху античности. ‘Вначале социалистическая идеология выражала интересы мелких ремесленников, а позд­нее — рабочего класса. Термин «социализм» (от лат. socialis — общественный) ввел в 1834 г. француз Пьер Леру (1797- 1871). Он употребил его с целыо противопоставления поня­тию «индивидуализм». С тех пор с понятием «социализм» свя­зываются социально-политические концепции, ищущие пути усиления тенденции к социальной гармонии, а также само об­щество, свободное от социальных антагонизмов.

Все социалистические доктрины исходят из того, что на смену индивидуализму как принципу организации жизнеде­ятельности людей идет свободная ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не всту­пают в разрушительный конфликт. Материальной основой новых начал жизнедеятельности людей должна явится об­щественная собственность как альтернатива частной. Имен­но общество, основанное на общественной собственности и обусловленных ею принципах товарищеского взаимодей­ствия, равенства людей и социальной справедливости, приз­вано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.

Наиболее полное выражение социалистические идеи полу­чили в марксизме. В этом учении явно просматриваются две стороны: теоретическая и политическая. В его Теоретической части анализируется суть буржуазного общества и обосновы­вается закономерность его перерастания в социализм в ходе естественно-исторического процесса. Утверждение нового об­щества Маркс связывает с преодолением физического труда, вытеснением человека из непосредственного производствен­ного процесса и превращением науки в непосредственную производительную силу. Политическая сторона учения Маркса посвящена артикуляции, выражению интересов рабо­чего класса и обоснованию политических средств их реализа­ции. В качестве политической предпосылки утверждения со­циализма Марксу виделось завоевание рабочим классом по­литической власти во всех индустриально развитых странах либо демократическим, либо революционным путем.

На основе марксистского учения в XX в. сформировалось два общественно-политических движения — Социал-демокра­тическое и Коммунистическое. Их идейные доктрины имели как общие положения, так и существенные различия. Об­щим для одного и другого движений является понимание общественного идеала: в качестве такового они рассматрива­ют «ассоциацию, в которой свободное развитие каждого яв­ляется условием свободного развития всех» [67.Т.4. C.447J. Различались же их идейные построения видением путей достижения социальной гармонии. Социал-демократы исхо­дили из выдвинутой Эдуардом Бернштейном (1850-1932) идеи Постепенного реформирования буржуазного общества в интересах рабочего класса путем расширения уже сложив­шихся в нем политических и экономических институтов [12. С. 346, 377J. Коммунисты, напротив, исходили из абсо­лютизированных В. И. Лениным идей Революционного раз­рыва с буржуазным обществом и возможности победы соци­ализма «первоначально в немногих или даже в одной, от­дельно взятой, капиталистической стране» [59. Т. 26. С. 354].

На протяжении практически всего XX в. апробировались положения одного и второго общественно-политического те­чений. Трудно сегодня сказать, какое из них оказало большее влияние па формирование облика современного мира. Ясно, что коммунистическое движение возникло как реакция на политическое бессилие прежних, т. е. объединенных во II Интернационал социалистических партий. Но и появивша­яся после Второй мировой войны новая западно-европейская социал-демократия не смогла бы добиться ощутимых поли­тических успехов без опыта коммунистических партий. Та­ким образом, деятельность того и другого движений была ис­торически закономерной и оправданной.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago