Categories: Статьи

1.1. Образование

Образование — крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса — это система организа­ций и учреждений, осуществляющих образовательную дея­тельность.

Государственная политикаРеспублики Беларусь в сфере образования основывается на принципах:Приоритетности образо­вания,ОбязательностиОбщего базового образования; осуществления перехода к обязательномуОбщему среднемуОбразованию;Доступности дошкольного, профессионально-технического иНа конкурсной основе— среднего специального и высшего образования;Преемственности и непрерывностиУровней и ступеней образования;Национально-культурной основыОбразования.

Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,1 % в 2009 г. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-культурного комплекса.

Образование делится на Основное и дополнительное.

Основное образованиеВключает: дошкольное, общее базо­вое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее спе­циальное, высшее и послевузовское.

Дополнительное образованиеМожет проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляют Министерство образованияРеспублики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.Основным источникомФинансирования учреждений обра­зования являетсяГосударственный бюджет.Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. — 4,3 %; 1995 г. — 5,5; 2000 г. — 6,2; 2009 г. — 10 % .

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования.

Происходит развитие новых форм дошкольного образова­ния, укрепление материальной базы детских дошкольных уч­реждений, переход к полному охвату детей дошкольным обра­зованием и воспитанием, начиная с пятилетнего возраста.

К учреждениям, обеспечивающим получение Общего сред­него образования, относятся:НачальнаяШкола,БазоваяШкола,СредняяШкола,Вечерняя (сменная) школа,Гимназия, лицей,Школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учеб­но-педагогический комплекс. Получение общего среднего образования осущест­вляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью повышения качества обучения.

Основная цель Профессионально-технического образованияЗаключается в подготовке молодежи к профессиональной дея­тельности, а также приобретении про­фессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образованиеНаправлено на получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифици­рованными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое — обеспечивающее получение специаль­ной теоретической и практической подготовки; второе — интег­рированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

Техникумы (училища) Обеспечивают получение среднего специального образования;

Колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

Высшие колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени;

Высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи — получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.

Средние специальные учебные заведения подчинены 14 республиканским органам государственного управления, а также местным органам управления. Наибольшее их количество находится в ведении Министерства образования — 31 %, Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 14, Министерства культуры — 10, Министерства здравоохранения — 8, Министерства спорта и туризма — 5 % общей численности.

Структура Высшего образованияВключает две ступени, в том числе магистратуру.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся Классический университет,Профильный университет (академия), институт, высший колледж.

Прием в государственные вузы в 2004 г. составил 97,8 тыс. чел., что в 2,2 раза больше, чем в 1990 г. По численности студентов вузов на 10 тыс. населения, которая была равна 445 человек Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира.

Государственными программами предусматривается качественное обновление, развитие инфор­мационных образовательных технологий и методик обучения, привлечение дополнительных источников финан­сирования и укрепление материально-технической базы отрас­ли, расширение рынка образовательных услуг населению.

1.2.ЗдравоохранениеПредставляет собой систему государствен­ных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

В структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения; 4,5 % инвестиций в основной капитал.

Министерство здравоохраненияРеспублики Беларусь руко­водит всеми подведомственными ему медицинскими, санитар­но-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими уч­реждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и обществен­ных организаций, выдает лицензии и контролирует деятель­ность частных медицинских учреждений и врачей.

По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства.

Здравоохранение как отрасль развивается по следующим направлениям:

Охрана здоровья матери и ребенка;

Лекарственное обеспечение населения;

Медицинская наука и образование.

Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оп­тимальное сочетание Бесплатной медицинской помощи иПлатных медицинских услуг. Развитие отрасли в перспективный период направлено на обеспечение каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. При этомГосударственные минимальные стандартыДолжны быть приведены в соответствие сНормативами бюджетной обес­печенностиРасходовНа здравоохранение в расчете на одного жителя.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago